Подражание как основа становления речи детей раннего возраста
Подражание является одним из основных способов усвоения общественного опыта маленьким ребенком. Путем подражания он осваивает бытовые и игровые навыки, овладевает речью. Так, ребенок повторяет происходящие у него на глазах движения или действия взрослого, пытается воспроизвести услышанную из его уст речь. При многократном повторении движения и слова постепенно закрепляются в сознании ребенка и превращаются в навыки – теперь это его собственные действия, жесты, речь. Со временем отпадает необходимость в непосредственном наблюдении перед подражанием – ребенок запоминает способы действия, жесты и мимику взрослого, манеру говорить, постепенно они становятся частью его собственной личности. Таков в упрощенном виде механизм подражания.
Речевое подражание – воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз.
Речевое подражание маленького ребенка вначале похоже на эхо: взрослый говорит – ребенок тут же повторяет. Со временем появляется возможность отстроченного во времени повторения. Чтобы подражание ребенком речи взрослого было осмысленным, речь должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка.
Развитие у ребенка раннего возраста речевого подражания требует соблюдения ряда условий. Необходимо создать такие условия обучения, в которых у ребенка появилось бы желание произносить (повторять) одни и те же звукосочетания неоднократно. Ребенок не станет повторять слова за незнакомым взрослым или если отсутствует взаимное доверие между ребенком и взрослым. Поэтому очень важно перед началом работы наладить эмоциональный контакт с малышом, что обеспечит необходимую мотивацию речевой деятельности
Активизация подражательной речевой деятельности ребенка подразумевает определенные требования к речи взрослого:
- речь должна быть правильной и чистой, без речевых нарушений;
- артикуляция должна быть четкой, ребенок должен видеть движения губ взрослого;
- речь должна быть не только эмоциональна, но и хорошо интонирована, с выделением ударного слога;
- слова и фразы, предлагаемые ребенку для повторения, должны произноситься неоднократно;
- взрослый стимулирует активную речь ребенка при помощи вопросов;
- взрослый дает ребенку только образцы правильной речи, не следует повторять за ребенком воспроизводимые им слова-заменители.