Развитие речи детей младшего возраста: на что обратить внимание родителям
Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем. Речь дана природой от рождения, а мы – взрослые прикладываем немало усилий, чтобы она была развита своевременно и правильно.
Три года — это возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения. Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью. Основные потребности в этом возрасте — потребность в общении, уважении и признании. Основной и самый важный для ребенка вид деятельности — игра.
В возрасте 3-5 лет у детей иногда возникает заикание, чаще у очень подвижных и эмоциональных детей. Одной из причин может быть быстрый рост словарного запаса.
У ребенка младшего возраста отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии.
Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию.
Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых.
Значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. К 4 годам почти все дети произносят шипящие звуки, а к 5 годам появляются и звуки Л, Р. Итак, в 5 лет произношение всех звуков должно быть в норме. Но у некоторых детей еще остается неустойчивое произношение некоторых звуков.
Навыки ребенка младшего возраста:
- В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников.
- Ребенок трех-четырех лет координирует движения рук и ног при ходьбе.
- Он умеет правильно держать карандаш, проводит горизонтальные и вертикальные линии, осваивает изобразительные умения.
- Ребенок владеет разнообразными действиями с предметами, хорошо ориентируется в различении таких форм, как круг, квадрат, треугольник, объединяет предметы по признаку формы, сравнивает их по размеру (по длине, ширине, высоте).
- Он активно стремится к самостоятельности, уверенно осваивает приемы самообслуживания и гигиены.
- В играх ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями.
- Ребенка отличает высокая речевая активность: его словарь содержит все части речи.