Будни детского сада или почему важен режим дня?
Большую роль в жизни ребёнка играет четкий режим дня. Правильное чередование, игр, занятий, отдыха, своевременное питание и часы сна.
Режим не утомляет дошкольника, как думают некоторые родители, а наоборот облегчает его жизнь, делает её четкой, упорядоченной, укрепляет здоровье и нервную систему ребёнка.
К сожалению, далеко не во всех семьях понимают о необходимости определенного режима. Ребёнок иногда делает дома, что хочет, когда хочет и как хочет. В понедельник, после пребывания ребенка дома, отсутствие режима сказывается на его состоянии и поведении. Дети часто приходят из дома не отдохнувшими, а уставшими, с плохим аппетитом и в этот день особенно крепко спят. Поэтому родителям не стоит отступать от режима детского сада. Пересмотрите режим дня ребёнка дома и сделайте его более четким. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления. У ребенка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. В образовательном учреждении режим дня составляется с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей. Прогулки на улице. Ежедневные прогулки на свежем воздухе, активные игры с детьми – непременный пункт в распорядке дня малыша, так как прогулки закаляют его организм, влияют на психологический фон ребенка. Кроме того, гуляя на улице с ровесниками, он получает много информации и приобретает опыт общения и поведения с разными людьми. Дети возраста 1+ пока играют и общаются со взрослыми, наблюдают за игрой детей более старшего возраста, тем самым формируется преемственность разных возрастов. Длительность прогулки напрямую зависит от возраста, сезона, и погоды. В холодное время года нужно проводить на улице по меньшей мере 2-4 часа, а летом ребенок может находиться вне дома как можно больше. Мороз не помеха для прогулок. Но не редки случаи, когда родители не только не участвуют в прогулках, играх и экскурсиях сами, но и стараются не выпускать детей на воздух, когда температура опускается ниже 10-12С. Прогулки нужно проводить при любой погоде (кроме сильного дождя и резкого ветра). Нужно так организовать прогулку, чтобы дети больше двигались, тогда они не замёрзнут. Даже в сильные морозы не рекомендуется прекращать прогулки, а только сократить их продолжительность. Родители должны помнить, что прогулки, игры на свежем воздухе являются мощным средством закаливания организма ребёнка, повышает сопротивляемость его простудным и инфекционным заболеваниям. Весной и летом двигательная активность увеличивается, частота походов в различные парки с каруселями, горками, турниками увеличивается, давая тем самым возможность развиваться вашему любимчику. Питание. Один из главных пунктов режима дня — питание. Полноценное питание — это залог здоровья вашего чада. Современные диетологи бьют тревогу в связи с тем, что дети много употребляют так называемую «вредную» еду. Что понимается под правильным питанием и каким оно должно быть для ребенка дошкольного возраста? Правильное, или рациональное питание – это такое питание, которое обеспечивает укрепление и улучшение здоровья, физических и духовных сил человека, предупреждение и лечение заболеваний. Одним словом, правильное питание – это здоровое питание. полноценным, содержащим в необходимых количествах белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины
- разнообразным, состоять из продуктов растительного и животного происхождения. Чем разнообразнее набор продуктов, входящих в меню, тем полноценнее удовлетворяется потребность в пище
- доброкачественным — не содержать вредных примесей и болезнетворных микробов. Пища должна быть не только вкусной, но и безопасной. Характеристика основных компонентов пищи: БЕЛКИ, ЖИРЫ И УГЛЕВОДЫ. Во всем должна быть мера: избыточное же количество углеводов ведет к нарушению обмена веществ.
Большое значение в рационе питания имеет вода, так как без нее не могут происходить жизненные процессы. В сутки для ребенка необходимо около полутора литров воды. Правильное питание дошкольника целиком и полностью зависит от родителей. В детском саду дети в первое время привыкают к распорядку, отличную от дома, и постепенно адаптируются к условиям учреждения. Утро в группе мы начинаем с самостоятельной игровой деятельности. Как дети соберутся после утреннего приема –для создания положительного настроения начинаем с музыкально-игровых упражнений и игр. Продолжаем далее утреннюю зарядку под музыку (с мячами, рулями, кубиками, лентами). Перед завтраком и после -культурно-гигиенические навыки. Посещение туалета.
По тематике недели и календарному плану строится развивающая -образовательная деятельность. Ребята с радостью ждут прогулку на свежий воздух. Наступает время проявить малышам самостоятельность и терпение. Это получается не у всех. Вовремя индивидуальных бесед с родителями часто педагоги обращают внимание на освоение дошкольниками умений самообслуживания. Физическая активность после занятий и переодеваний так необходима и долгожданна. Дети предпочитают играют с песком, охотно играют в догонялки со взрослыми и друг с другом. Любят побегать за мячом, любознательные дошколята с интересом наблюдают за окружающим миром.
После вкусного и полезного обеда наступает «тихий час» время для отдыха и восстановления организма. Малышам необходим дневной сон, который в среднем длится 2-2,5 часов.
Вторая половина дня посвящена индивидуальной работе и самостоятельной игровой деятельности. Вся предметно-развивающая среда расположена по так называемым зонам. Дети по желанию и интересу выбирают себе занятие.
Итак, режим дня нужен не только для удобства родителей, но и, в первую очередь, для здоровья самого малыш!
Кто жить умеет по часам И ценит каждый час. Того не надо по утрам Будить по десять раз
И он не станет говорить. Что лень ему вставать. Зарядку делать. Руки мыть И застилать кровать.
Успеет он одеться в срок. Умыться и поесть. Успеет встать он за станок. За парту в школе сесть.
С часами дружба хороша! Работай, отдыхай. Уроки делай не спеша И книг не забывай! Чтоб вечером, ложась в кровать, Когда наступит срок, Ты мог уверенно сказать: — Хороший был денек!