Народная игрушка
Чтобы дети стали творцами своей судьбы, необходимо, чтобы они прочно усвоили духовность, культуру родного народа, глубоко прониклись национальным духом, образом жизни и мышления. Для этого необходимо вернуться к нравственным традициям воспитания детей: стремление к добру и красоте, справедливости и правды. Ведь ребенок не рождается нравственным или безнравственным, он постепенно становится таким в зависимости от того, в какой среде, в каких условиях живет, какое получает воспитание.
Поэтому взрослым нужно показывать красоту природы, слушать духовную музыку, читать художественные литературные произведения, знакомить с декоративно- прикладным искусством. И родители должны стать примером для малышей, делать добро самим и направлять детей на такие же проявления, как вежливость, сострадание, милосердие. Воспитывать духовные ценности нужно с первого года жизни. Дети познают все через игру и игрушки.
Взрослые привыкли покупать в магазинах и супермаркетах, а раньше изготовление игрушек было замечательным ремеслом рукодельниц.
Весной дети с особым старанием мастерили разноголосые свистульки, украшая их художественными рисунками.
Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, мы видим, что игрушка является неизменным спутником ребенка с первых дней его жизни, выступает средством общего психического развития личности. Народная игрушка сохраняет национальные особенности народного творчества. В связи с этим игрушка становится могучим средством, с помощью которого ребенок эмоционально осмысливает окружающий мир, развивает свои способности, формирует свое мышление.
Народная игрушка не просто радует, забавляет и эстетически развивает, она дает простор творческой игре, которая ориентирует в окружающей жизни и учит ребенка труду и технике. Народная игрушка содержит в себе художественную культуру народного творчества, развивает самобытные черты эстетики своего народа. Русская народная игрушка полна традициями национального русского искусства: упрощенность и четкая ритмичность формы, декоративность росписи, орнаментальность.
В группе «Топотушки» мы познакомились с историей создания народной игрушки. Ребята с удовольствием рассматривали предметы быта Дымковской и хохломской росписи, показали их отличия между собой по форме, цвету, узору. На примере Дымковской игрушки рассказала о мастерах и особенностях её изготовления – лепки, формы, росписи, орнамента. Пояснила, что игрушка — это результат человеческого труда. Беречь игрушки – значит уважать труд людей. Ребята сделали аппликацию «Неваляшка» и нарисовали «Лошадку».