ОБОГАЩАЕМ ЛЕКСИЧЕСКИЙ ЗАПАС ДЕТЕЙ
Словарные упражнения играют большую роль в работе по формированию первоначальной ориентировке дошкольников в звучащей речи. Активизируют их умственную и речевую деятельность, помогают осознанно употреблять термины «слово» и «звук». Для поддержания интереса к звучащему слову, для уточнения имеющегося словаря и его обогащения можно использовать следующие упражнения.
Упражнения с существительными. Родитель (показывает картинки). Придумай к картинкам название, состоящее из одного слова («Улица», «Зима», «Вечер»). Назови две картинки одним словом («Друзья», «Игра»).
Родитель (показывает игрушечного медведя). Назови по-разному эту игрушку. (Мишка, мишенька, мишутка и т.д.) Скажи об игрушках со словами, в которых слышится звук Ш. (мишутка, мишка, сынишка, малыш). Назови одним словом этих двух мишек (братья, друзья, Топтыгины).
Упражнение с глаголами. Родитель. Что умеет делать кошка? (Лакать (молоко), лазить (по деревьям), царапаться, мяукать, мурлыкать, играть, лежать, смотреть, стоять, бежать, ласкаться). Что делает ветер? (Воет, дует, шумит, сбивает с ног, поёт, несёт). А что умеет делать ветерок? (Ласкает, напевает, веет, шумит, дует). Что делает щенок? (Спит, играет, ест, лает, ласкается). Что умеет делать щенок? (Спать, играть, есть, ласкаться), Что любит делать щенок? Бегать, грызть (кость), гоняться (за кошкой), ласкаться). Как ведёт себя щенок, когда ему дают кость? (грызёт, наслаждается, рычит, радуется, торопиться). Что делает щенок, когда его берут на руки? (Прижимается, радуется, смотрит, зажмуривается, сопит).
Упражнения с прилагательными. Родитель. О чём можно сказать, используя слова: круглая (тарелка, сковородка), круглый (шар, мяч, стол, поднос, обруч), круглое (зеркало, колесо); красная (косынка), красное (знамя), красный (флаг); узкое (место), узкая (лента)? Какими словами можно сказать про солнышко? (Ясное, лучистое, золотистое, весёлое, радостное, светлое, весеннее, доброе, ласковое, горячее). Какими словами можно сказать про небо, когда ярко светит солнце? (Синее, голубое, светлое, чистое, прозрачное, солнечное). Каким может быть ручеёк? (Журчащим, поющим, звенящим, говорливым, бегущим). Ответь одним словом, какой осенью лист на дереве. (Жёлтый, коричневый, золотистый, увядающий, опадающий).
Упражнения с наречиями. Родитель. Как мчится волк за своей добычей? (Быстро, стремительно). Как передвигается черепаха? (Медленно, спокойно, плавно). Как падают листья на землю во время листопада? (Бесшумно, тихо, легко, медленно, спокойно, плавно, красиво). Как вы встречаете новогодний праздник? (Радостно, шумно, весело).
Каждый ребёнок осознаёт их по своему, подбирая наиболее точные слова и получая удовольствие от удачно найденного слова.
Учитель-логопед: Осипова Т.А.