Логопедическая диагностика
Оценить уровень речевого развития ребенка поможет логопед.
В ходе диагностики логопед проверяет:
— строение речевого аппарата (тонус мышц, особенности прикуса, уздечки языка и т.д.);
— звукопроизношение;
— словарный запас;
— слоговую структуру слова;
— грамматический строй речи;
— фонематические процессы (слух, восприятие и др.).
Специалист изучает медицинские выписки, собирает анамнез. Логопед расспрашивает родителей о том, как протекали беременность, роды, об основных этапах развития ребёнка до сегодняшнего дня. Это помогает установить причину и обстоятельства возникновения речевого дефекта.
Далее специалист разъясняет результаты диагностики родителям:
— сообщает о выявленных проблемах;
— говорит о возможных причинах, вызвавших речевое нарушение;
— даёт необходимые рекомендации;
— делает предварительные прогнозы.
После тестирования ребёнка и беседы с родителями логопед составляет индивидуальную программу коррекции. Задачи коррекционной работы:
— коррекция звукопроизношения,
— формирование фонематических процессов,
— расширение и обогащение словарного запаса детей,
— развитие грамматического строя речи,
— развитие связной речи,
— подготовка к обучению грамоте.
Советы учителя-логопеда:
— Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно мотивируйте ребенка жевать сухари, целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развивать мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух, «перекатывать» его из одной щеки в другую.
— Каждый день читайте ребенку. Не показывайте своей досады и нежелания, если ребенок попросит вас еще раз прочитать книжку, которую особенно полюбил. Если вы очень заняты, то можно поставить кассету или диск, но помните, что личное общение наиболее ценно.
— Чаще разговаривайте с ребенком, терпеливо отвечайте на все его вопросы, поощряйте желание их задавать.
— Говорите четко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу.
— Источником образования звуков речи является воздушная струя. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, а также сердечно-сосудистых заболеваний.