Консультация для родителей
«О соблюдении режима дня в детском саду»
Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня.
Режим дня — это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности.
Рациональный и твёрдо соблюдаемый режим приносит неоценимую пользу детям. Они приобретают привычку делать всё в своё время, у них вырабатываются точность, собранность и другие хорошие черты.
Огромное значение имеет правильный режим и для здоровья. Все процессы в человеческом организме – дыхание, биение сердца и другие – совершаются ритмично. Важно научиться поддерживать чёткость, ритм и в повседневном быту – в играх, еде, сне, отдыхе.
Среди основных элементов режима дня можно выделить следующие: сон, питание, прогулка.
Надо с малолетнего возраста приучать ребёнка к определённому распорядку дня. Сначала он будет подчиняться ему неохотно, но постепенно это станет привычкой и потребностью. Нельзя «жалея» ребёнка, разрешать ему подольше поваляться в постели или задержаться на улице. Такие отступления от распорядка дня не проходят бесследно. Дети выбиваются из колеи, начинают капризничать, хуже есть, с трудом засыпают.
Сон. Укладывать ребёнка надо днём и вечером в одни и те же часы, тогда у него вырабатывается привычка быстро засыпать. Здоровому и спокойному сну ребёнка мешает шум, яркий свет, бьющий в глаза. Но приучать детей в полной тишине в полной тишине и в темноте не имеет смысла, потому что обеспечить такие условия не всегда можно и ребёнок будет просыпаться от малейшего шума.
Нельзя запугивать детей, рассказывать ему на ночь страшные сказки, разрешать вечером бурные игры. Всё это возбуждает их и мешает спокойному сну.
Не следует плотно кормить ребёнка непосредственно перед сном. Надо ужинать не менее за час до укладывания в постель. Недосыпание причиняет серьёзный вред организму: дети становятся плаксивыми, капризными, повышается их восприимчивость к различным болезням, они медленнее растут и хуже прибавляют в весе.
Питание. Обязательным компонентом режима является приём пищи, который организуется с учётом перерывов между завтраком, обедом, полдником – ужином в пределах 4 часов. Строгое соблюдение установленных часов приёма пищи служит условным раздражителем пищевого рефлекса и обеспечивает секрецию пищеварительных соков и развивает хороший аппетит. Каждый день ребёнок должен получать хлеб, масло, сахар, сырые и варёные овощи
Полноценным является только разнообразное питание. Нужно позаботиться о том, чтобы одни и те же блюда не повторялись, скажем, утром и вечером изо дня в день. Качество питания не определяется его составом и количеством. Очень много зависит от того, вовремя и с аппетитом ли поел ребёнок.
В промежутках между завтраком, обедом и ужином не следует давать детям сладостей, хлеба и молока. Они должны знать определённые часы еды и определённое место за столом. При беспорядочном питании пища усваивается значительно хуже.
В младшем возрасте не все дети отличаются хорошим аппетитом и не всегда едят новые блюда. Невзирая на это, надо приучать их к разнообразному питанию, даже если потребуется потратить больше времени. Необходимо, чтобы за столом была спокойная обстановка и ничто не отвлекало детей.
Не следует угрожать за плохую еду наказанием, кричать – это лишь вызывает отвращение к пище. Нельзя и развлекать ребёнка во время пищи, рассказывать ему сказки. Добиваться всего надо терпеливо и, конечно, стараться более вкусно готовить.
Большое значение в режиме дня ребёнка имеет прогулка.
Прогулка – это элемент режима. В течение года прогулки проводятся ежедневно. Летом дети проводят на воздухе практически всё время, заходя в помещение лишь для приёма пищи и сна. В зимнее время прогулка проводится 2 раза в день.
Для того, чтобы дети охотно оставались на прогулке, необходимо создать условия для разнообразной деятельности. Надо иметь достаточное количество игрового материала, что делает прогулку белее насыщенной и интересной. Для игр выделяются красочные игрушки.
Кроме игр на прогулке надо знакомить детей с живой и неживой природой. Зимой можно организовать наблюдения за снегом, поговорить о его свойствах. Летом на прогулке можно организовать наблюдения за солнцем, рассказать, что летом солнце не только светит, но и греет. Летом цветут цветы, деревья покрыты листьями, зелёная трава, дети купаются, загорают и.т.д. Весной – пригревает солнце, зеленеет трава, появляются первые весенние цветы, прилетают птицы. Осенью – листья на деревьях желтеют и опадают, часто идут дожди, птицы улетают в тёплые края, звери готовятся к зиме.
Соблюдение режима дня способствует физическому укреплению организма ребёнка. Он становится более спокойным, уверенным в себе, у него укрепляется нервная система, ребёнок становится более дисциплинированным, послушным. В тоже время, в процессе режимных моментов, он получает знания об окружающей среде.