УКОРОЧЕННАЯ ПОДЪЯЗЫЧНАЯ СВЯЗКА (УЗДЕЧКА)
УКОРОЧЕННАЯ ПОДЪЯЗЫЧНАЯ СВЯЗКА (УЗДЕЧКА)
В норме длина подъязычной связки (уздечки) составляет 1,5 см. Если уздечка укорочена, движения языка ограничены. В итоге нарушается произношение звуков, требующих поднятие языка вверх ([ш], [ж], [р] и т.д.).
ПОДРЕЗАТЬ ИЛИ НЕТ?
Даже если уздечка укорочена (менее 8 мм.), то лучше её растягивать, чем оперировать. В пользу этого говорит то, что после операции на уздечке останется рубец, который также будет сокращать её подвижность. Кроме того, прооперированный ребёнок ещё долго будет опасаться делать артикуляционные упражнения для подъязычной связки, чтобы избежать некогда испытанных болевых ощущений.
Короткая уздечка языка растягивается на необходимую длину с помощью специальных упражнений. Если она очень короткая на её растягивание может потребоваться достаточное количество времени.
ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ (по М.А. Поляковой)
При выполнении упражнений рот нужно открывать максимально широко, но в то же время так, чтобы ребёнок мог дотянуться кончиком языка до альвеол. Все движения должны выполняться медленно, на улыбке, близко к пределу возможного. Имейте в виду, что выполнение упражнений для ребёнка физически тяжело, язык может уставать, подъязычная связка может болеть – дайте ему отдых.
АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАСТЯГИВАНИЯ УЗДЕЧКИ ЯЗЫКА (Е.М. Косинова, Е.Н. Краузе, О.А. Новиковская)
«МАЛЯР» – Красить комнаты пора. Пригласили маляра. Челюсть ниже опускаем, Маляру мы помогаем.
«ЛОШАДКА» – Едем, едем на лошадке по дорожке гладкой-гладкой. В гости нас звала соседка кушать сладкие конфетки. Мы приехали к обеду, а соседки дома нету.
«ГРИБОК» – Я стою на ножке тонкой, я стою на ножке гладкой, под коричневою шляпкой с бархатной подкладкой.
«ГАРМОШКА» – На гармошке я играю, рот пошире открываю, к нёбу язычок прижму, ниже челюсть отведу.
«БАРАБАН» – В барабан мы сильно бьем и все вместе мы поем: «Д-Д-Д-Д!».
«КАЧЕЛИ» – На качелях я качаюсь вверх-вниз, вверх-вниз. Я все выше поднимаюсь, а потом – вниз.
«ДОТЯНИСЬ ДО НОСА» – Улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, а губы и нижняя челюсть были неподвижны.
«ФУТБОЛ» – Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались мячики.
«ГРИБОК» С ЭЛЕМЕНТАМИ САМОМАССАЖА – Предложить выполнить упражнение «Грибок». Ребёнок сам перетирает уздечку большим и указательным пальцами руки. Механическая помощь при выполнении артикуляционных упражнений. Если язычок провисает, ребенок не может выполнить упражнения «Лошадка», «Грибок», то для правильного растягивания логопед берет зонд («расчёска») и поднимает язык или «качает» его на «расчёске».
ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ ПРИ КОРОТКОЙ УЗДЕЧКЕ (М.А. Полякова)
Звуки, требующие заметного подъёма кончика языка вверх ([р], [ш], [ж]) ставятся после полного вытягивания у ребёнка подъязычной связки. Звуки ([л], [ч], [щ], [т’], [д’]) можно начинать ставить, когда уздечка ещё не до конца растянулась, но уже есть некоторый подъём вверх кончика языка. Нормативному произношению прочих звуков русского языка короткая уздечка не препятствует.