Особенности произношения звонких и глухих согласных звуков
Особенности произношения звонких и глухих согласных звуков
Звонкие и глухие согласные звуки различают в зависимости от степени участия голоса и шума в их образовании.
По степени участия голоса и шума согласные звуки делятся на сонорные и шумные.
Сонорные звуки — это звуки, в образовании которых минимален шум, а преобладает голос. Перечислим сонорные звуки: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].
По соотношению голоса и шума шумные согласные также делятся на две группы: звонкие согласные; глухие согласные.
В русском языке звонкими являются звуки: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’].
Перечислим глухие согласные звуки: [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’].
Дефект озвончения – это стойкие замены звонких согласных фонем парными глухими. Реже встречается противоположное нарушение – дефект оглушения, т. е. фонация глухих речевых звуков с участием голоса (звонко). Причинами дефектов звонкости и глухости могут выступать фонематическое недоразвитие, дизартрия, тугоухость, голосовые расстройства, билингвизм (двуязычие).
Выделяют следующие виды и степени дефектов:
- Тотальное оглушение. Звонкие согласные полностью отсутствуют в речи, все звуки произносятся глухо («Папушка ушла ф кости» вместо «Бабушка ушла в гости»).
- Недостаточное озвончение. При данном варианте могут оглушаться только смычные, а звонкие щелевые оставаться ненарушенными («Тетушка купил в маказине пулку» вместо «Дедушка купил в магазине булку»).
- Недостаточное оглушение. Парные звонкие и глухие звуки смешиваются в речевом потоке («Лена заплела козичку и савязала бандик» вместо «Лена заплела косичку и завязала бантик»).
На логопедических занятиях ведется работа по следующим направлениям:
- Развитие фонематических процессов. Ребенка обучают сопоставлять речевые звуки по различным характеристикам (тихо-громко, отрывисто-протяжно, звонко-глухо).
- Формирование дыхания, голоса, артикуляционных укладов. Проводится дыхательная гимнастика, используются упражнения для развития высоты и силы голоса. Полезно проведение зондового массажа, артикуляционной гимнастики, логопедического тейпирования.
- Постановка и дифференциация звуков. Работа над каждым звуком обязательно дополняется тактильно-вибрационным контролем гортани (прикладываем ладонь к горлу во время произнесения звука). После автоматизации оглушаемых и озвончаемых звуков осуществляется длительная работа над их дифференциацией.