Правильное произнесение звука [Л]
Правильное произнесение звука [Л]
Если у ребёнка:
- Отсутствие звуков [Л] и [Л’]. Речь ребёнка, пропускающего звук [Л], будет звучать так: «Мышка весео жиа, на пуху в угу спаа. Мышка еа сыр и сао, но всё мышке быо мао»;
- Межзубное произношение. Слышится акустически правильный звук, а артикуляция звука изменена, кончик языка находится между резцами;
- Носовое [Л] в виде заднеязычного носового звука. Речь ребёнка будет звучать так: «Мышка весенго жинга, на пуху в угнгу спанга. Мышка енга сыр и санго, но всё мышке бынго манго»;
- Губно-губное (двугубное) произношение. Акустически напоминает звук [у]. В этом случае звук произносится с участием губ, кончик языка опущен, лежит на дне ротовой полости;
- Губно-зубное произношение, напоминающее звук [в]. Нижняя губа приближается к верхним зубам, кончик языка лежит на дне ротовой полости;
- Смягченное произношение, среднее между твердым и мягким произношением. В этом случае звук [Л] произносится с более приподнятой средней частью спинки языка.
В таких случаях необходимо обратиться за помощью к специалисту и скорректировать звук.
Как же тогда правильно произносится звук [Л]?
- При произношении звука [Л] губы принимают положение следующего гласного звука;
- Зубы не соприкасаются. Расстояние между нижними и верхними резцами – 2-4 мм.;
- Кончик языка поднят и прижат к основанию верхних зубов (также он может упираться в десны над ними);
- Между коренными зубами и боковыми краями языка остается щель для прохода струи воздуха.
- Голосовые связки сомкнуты, дрожат.
Способы постановки звука [Л]:
1) Постановка от межзубного звука. Этот способ наиболее удобен и универсален и подходит даже для тех детей, у которых выраженные проблемы с подъемом языка вверх. Ребёнок тянет гласный звук «ы-ы-ы» или «а-а-а» и просовывает кончик языка между зубами и чуть прикусывает его. При этом должен получиться звук [Л]. Автоматизируем такой звук в обратных слогах (типа АЛ, ОЛ…). Когда звук будет получаться хорошо в простых словах (мал, бал, осёл), можно попробовать перевести артикуляцию за зубы, а можно не переводить, если язык высовывается не сильно. Обычно по мере автоматизации, дети сами переводят артикуляцию за зубы;
2) Ребенок тянет гласный «а-а-а». Предлагается одновременно с этим кончиком языка стучать о внутреннюю поверхность верхних резцов. Автоматизация начинается с обратных слогов (именно со слога ал).