ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процессов восприятия фонем и звукопроизношения при различных речевых нарушениях у детей, при сохранном слухе и интеллекте.
При фонетико-фонематическом недоразвитии в речи отмечаются смешения, замены и искажения звуков, неправильное построение слогов в словах, а также незначительные нарушения грамматики и лексики. В ходе логопедического обследования изучается фонематическое восприятие, навыки ребенка в построении связной речи, а также возможность к произношению звуков.
Фонетико-фонематическое недоразвитие является серьезным препятствием на пути обучения ребенка чтению и письму.
Нарушение звуковой стороны речи с данным расстройством представлены фонетическими и фонематическими дефектами:
- Искажение одного или нескольких звуков.
- Замена артикуляционно-сложных звуков на более простые ([c] на [т], [р] на [л]).
- Недифференцированное произношение звуков, для которого характерна замена одним целого ряда других звуков.
- Смешение, либо непостоянное использование звуков в речи. Иными словами, иногда ребенок произносит звуки правильно, но в некоторых случаях заменяет их на другие.
- Часто нет различия между мягкими и твердыми звуками ([сь] вместо [с], [тя] вместо [та]), глухими и звонкими («папка» вместо «бабка»).
Как правило, лексический запас находится в пределах нормы, но при более глубоком обследовании могут быть выявлены ошибки в согласовании частей речи, использовании предлогов.
Наряду с нарушениями вербального характера, есть и другие признаки фонетико-фонематического недоразвития речи у детей: проблемы с памятью (особенно при расширении лексического словаря), сложности с восприятием абстрактных понятий, с переключением внимания, либо с фокусировкой на чем-либо, замедленность мыслительных процессов.
Все эти проблемы сказываются на учебной деятельности ребенка и его успеваемости, поэтому важна своевременная коррекционная работа.
Предлагаем вам подборку игр для развития фонематических процессов у детей:
«Угадай что звучит». Начинаем с неречевых звуков. Возьмите любой предмет, который издает звук. Предложите ребенку закрыть глаза и угадать чем вы сейчас издаете звук. Это развивает слуховое внимание, формирует представления ребенка о звучании различных предметов.
«Постучим». Простучать любой ритм (стук. Пауза. Стук, стук) и попросить ребенка повторить его. Когда начнет хорошо получаться, задание усложняем – повторить ритм нужно уже с закрытыми глазами.
«Правильный банан». Развиваем у ребенка внимание к правильному произношению слов. Показываем ребенку какой-либо предмет/картинку и спрашиваем, правильно ли вы назвали слово. Слово нужно назвать неправильно: «Это баран? Это вабан? Это набан? Это ваван? Это банан!».
«Исправь меня». Читаем любые детские стихи. В одном из слов заменяем/пропускаем/добавляем лишнюю букву. Ребенок должен услышать ошибку.
«Съедобное-несъедобное». Даем ребенку ряд слов, близких по звучанию. Ребенок повторяет только те, что обозначают съедобные предметы. Например: Картошка-Ложка-Окрошка. Конфета-Котлета-Ракета.
«Глухой телефон». Прошепчите на ушко ребенку любое слово/словосочетание и попросите повторить. Кроме слов можно просить повторить ряды слогов, например СА-са-сы, ра-ру-ра. Не давайте ребенку слоги и слова, со звуками, которые ребенок еще не произносит.
Все эти игры просты и не требуют особенного дополнительного оборудования. Играть можно во время поездки в машине, на прогулке, сидя в очереди. Главное систематическое повторение, тогда несомненно данные игры будут полезны вашему ребенку.