Если у ребёнка дизартрия: признаки, причины, коррекционная работа
Если у ребёнка дизартрия: признаки, причины, коррекционная работа
Часто родителей настораживает речевое заключение «дизартрия». Но это одно из самых распространенных нарушений речи.
Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. То есть органы артикуляции не получают информацию от головного мозга или получают ее искаженно.
Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи.
Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. В легких случаях имеются отдельные искажения звуков, «смазанная речь», в более тяжелых наблюдаются искажения, замены и пропуски звуков, страдает темп, выразительность, модуляция, в целом произношение становится невнятным.
Дети слабо ощущают положение языка, губ, направление их движений, они затрудняются по подражанию воспроизвести и сохранить артикуляционный уклад, что задерживает развитие артикуляционного праксиса.
Существует ранняя диагностика дизартрии.
Слабость крика при рождении или его отсутствие (афония), нарушения сосания, глотания, отсутствие или слабость некоторых врожденных безусловных рефлексов (сосательного, поискового, хоботкового, ладонно-рото-головного). Крик у таких детей длительное время остается тихим, плохо модулированным, нередко с носовым оттенком, иногда в виде отдельных всхлипываний, которые производятся в момент вдоха.
Дети плохо берут грудь, вяло сосут, при сосании захлебываются, синеют, иногда молоко вытекает из носа. В тяжелых случаях дети в первые дни жизни вообще не берут грудь, их кормят через зонд, отмечаются и нарушения глотания. Дыхание поверхностное, нередко учащенное и аритмичное.
По мере роста все больше выявляется недостаточная интонационная выразительность крика, голосовых реакций. Звуки гуления, лепета отличаются однообразием и появлением в более поздние сроки. Ребенок длительное время не может жевать, кусать, давится твердой пищей, не может пить из чашки.
Коррекционная работа при дизартрии направлена на постановку артикуляционных укладов звуков, коррекцию звукопроизношения, развитие дыхания, темпа, ритма, мелодичности речи.