«Готовность к школьному обучению».
Начало школьного обучения – очень важный этап на жизненном пути каждого ребенка. Несмотря на то, что данным вопросом педагоги занимаются уже достаточно давно, все равно у родителей возникают вопросы: «В каком возрасте лучше начать систематическое школьное обучение: в шесть или в семь лет? Справится ли ребенок со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться? Как подготовить ребенка к школе?»
Эти вопросы, безусловно, беспокоят родителей будущих первоклассников и это понятно, ведь оттого, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависитуспеваемость ученика в последующие годы, его отношениек школе, учению и в конечном счете благополучие в его школьнойи взрослой жизни.
Что же такое готовность к школе?
Готовность к школе – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников.
Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу?
(по Венгеру Л.А):
1. Свое имя, отчество и фамилию.
2. Свой возраст (желательно дату рождения).
3. Свой домашний адрес.
4. Свой город (село) и его главные достопримечательности.
5. Страну, в которой живет.
6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
8. Домашних животных и их детенышей.
9. Диких животных наших лесов, жарких стран, севера, их повадки, детенышей.
10.Транспорт наземный, водный, воздушный.
11.Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелетных птиц; овощи, фрукты и ягоды.
12.Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
13.Знать великих русских поэтов и писателей: А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, С.А. Есенина, Ф.И. Тютчева и др. и некоторые их произведения для детей. 14.Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
15.Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая-левая сторона, верх- низ и т.д.).
16.Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (придумать) рассказ по картинке.
17.Запомнить и назвать 6-10 предметов, картинок, слов.
18. Различать гласные и согласные звуки.
19. Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков.
20. Определять количество и последовательность звуков в словах типа «мак», «дом», «суп», «дубы», «сани», «зубы», «осы».
21. Хорошо владеть ножницами, (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет).
22. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные пинии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
23. Свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10.
24. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 — 35 минут).
25. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя
Также необходимо иметь навыки учебной работы:
— посадка за партой;
— способ удерживания ручки, карандаша;
-ориентация на странице в тетради, книге (например, где расположеныправая, левая, верхняя и нижняя стороны листа и его середина; могнайти нужную строчку, провести линию в нужном направлении назаданное количество клеточек; имел представление о том, что начинатьписать надо слева в верхней части листа, а не посередине, какэто делает большинство дошкольников).
Для развития данного вида готовности очень важно расширять кругозор дошкольников: читайте больше книг, посещайте новые места, наблюдайте вместе за окружающим миром, не уставайте отвечать на 1000 вопросов дошкольников.
Что нужно делать родителям для развития коммуникативных навыков дошкольников?
1. Подавайте позитивный пример. Если родители разговаривают друг с другом при ребенке, а не занимаются каждый своим делом, малыш будет активно брать пример с мамы и папы.
2. Разговаривайте с ребенком. Даже недавно родившиеся дети реагируют на обращенную к ним речь. Родителям следует обращаться к ребенку, комментировать свои действия, читать вслух сказки. Очень важно обсуждать с ним впечатления, полученные за день, задавать вопросы, требующие развернутого ответа, и т.д.
3. Читайте ребенку сказки с последующим обсуждением мотивов поведения персонажей. Задавайте как можно больше вопросов: «Почему герой повел себя определенным образом?», «Почему герою не удалось добиться цели?», «Что бы ты делал на месте персонажа?» и т.д.
4. Поощряйте общение ребенка со сверстниками. Развивающие группы, игровые площадки способствуют быстрому развитию коммуникативных навыков. Изоляция же малыша может стать причиной серьезных проблем с адаптацией в коллективе в будущем.
5. Мягко объясняйте, что некоторые формы коммуникативного поведения социально недопустимы.
6. Коммуникативное развитие у дошкольников осуществляется в процессе игры: ребенок учится понимать глубинные мотивы поведения и осваивает базовые навыки человеческой коммуникации.
Поэтому очень важно организовать различные виды игр, это могут быть:
— игры-драматизации — театрализованные представления или домашние мини-спектакли дома;
— ролевые игры, в которых ребенок учиться оценивать свои поступки, вести себя в соответствии с выбранной ролью (например, учитель, ученик и т.д.);
— игры по правилам учат детей взаимодействовать друг с другом, соблюдая всевозможные условия:игровые правила, очередность хода и т.д.;
— пластические этюды,направленные на развитие мимики, жестов ребенка, способности распознавания эмоций и чувств человека (например, игра «Тренируем эмоции».
Попросите ребенка нахмуриться, как: — осенняя туча, — рассерженный человек, — злая волшебница. Улыбнуться, как: — кот на солнце, — само солнце, — как Буратино, — как хитрая лиса, — как радостный ребенок, — как будто ты увидел чудо).
Таким образом, несформированность одного из компонентов школьной готовности может привести к затруднениям в адаптации к школе: в учебной и социально-психологической сфере. Для того, чтобы избежать многих этих проблем, необходимо задолго до поступления в школу подготовить ребёнка к предстоящим в их жизни изменениям.
Желаем Вам удачи в подготовке к школьному обучению, пусть школьные годы станут для ребенка одним из счастливых в его жизни!