«Развиваем пальчики» упражнения для детей 1,5-3 лет
Данные упражнения помогут ребенку в развитии мелкой моторики, координации движений, памяти, внимания, мышления, речи. В возрасте 1,5-2 лет на начальном этапе все движения в пальчиковых играх за ребёнка делает взрослый, помогая ему понять, как надо действовать.
— Перед игрой с ребёнком разотрите и погладьте его ручки, чтобы создать необходимый эмоциональный настрой.
— Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
— При многочисленных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте» неудачи, поощряйте успехи.
— До 2,5 лет ребёнок ещё не может воспроизводить движения сам без многочисленных тренировок.
— Если ребёнок настойчиво требует одну и ту же игру, уступите ему. Детям свойственно повторять одно и то же действие для его закрепления. Это помогает ему почувствовать свой успех.
Пальчики просыпаются
Утром встали пальчики — маленькие мальчики,
Друг другу обрадовались, здороваться начали.
Здравствуй, пальчик, здравствуй пальчик….
(ручки закрыты в кулачки, пальчики открываем (как солнышко), пошевелить пальчиками, поочерёдное соприкосновение большого пальца руки ребёнка с кончиками остальных пальцев той же руки)
Дикие животные
(с мизинца — к большому пальцу)
Это зайчонок, это бельчонок,
Это лисёнок, это волчонок,
А это спешит, ковыляет спросонок
Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.
Ерши
(на каждый ударный слог первой фразы трогаем пальчики от большого – к мизинцу и обратно).
На реке камыши, расплескались там ерши
Круг постарше, (рисуем большой круг по часовой стрелке на руке
круг помладше, (рисуем маленький круг по часовой стрелке на руке)
круг совсем малыши. (ставим — щекочем точечкой в серединке)
Белочка
(поглаживаем руку, расправляя кулачок)
Сидит белка на тележке,
Продаёт свои орешки
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому.
Антошка:
Посуду моет наш Антошка:
Моет вилку, чашку, ложку, (массажируем все пальчики)
Вымыл блюдце и стакан,
И закрыл покрепче кран (мама сжимает ручку ребёнка своей рукой)
Домашние животные
Довольна корова своими телятами,
Овечка довольна своими ягнятами,
Кошка довольна своими котятами,
Кем же довольна свинья? Поросятами!
Довольна коза своими козлятами,
А я так довольная своими ребятами!
По грибы
Один, два, три, четыре, пять,
Мы идём грибы искать!
(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик всё съел,
Оттого и потолстел.
Кто приехал?
Кто приехал? Мы, мы, мы.
Хлопать кончиками пальцев.
Мама, мама, это ты? Да, да, да.
Хлопать кончиками больших и указательных пальцев.
Папа, папа, это ты? Да, да, да.
Большие и средние пальцы.
Братец, братец, это ты? Да, да, да.
Большие и безымянные пальцы.
Ах, сестричка, это ты? Да, да, да.
Большие пальцы и мизинцы.
Часы
Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками («бежим») от коленочек до макушки. С ребёнком ближе к 1,5 годам можно делать все его ручками.
Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом!”, рука шлёпает легонько по макушке.
Мышь скатилась кувырком.
Руки «скатываются» по телу вниз..
Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом, бом!” Два хлопка.
Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом, бом, бом!” Три хлопка.
Мышь скатилась кувырком.
Мяу-Мяу
(для снятия возбуждения. Ребёнок лежит на животике, вы поглаживаете его по спинке)
Придёт кошка не спеша и погладит малыша.
-МЯУ-МЯУ! — скажет кошка, — наша детка хороша!
Домик
Стенка, стенка (потрогать щечки),
Потолок (потрогать лобик),
Две ступеньки (прошагать пальцами по губам),
Дзинь — звонок! (нажать на носик)
Паучок
Бежит-бежит паучок, бежит по стенке (рукой-паучком мама бежит по предметам, называя их)
Бежит по…. и к (имя ребёнка, ребёнка щекочут)
Важно в этой игре – чтобы ребёнок следил глазами за движениями руки.