УЧИМ РЕБЕНКА ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ
УЧИМ РЕБЕНКА ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ
Малыш любит слушать, когда ему читают, а рассказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить ребенка пересказу? Часто приходится слышать сетования родителей: «Я спрашиваю, что он сегодня делал в детском саду, что у них было, а он ничего не помнит!» На самом деле ребенок просто не может рассказать о прошедших событиях. Большинство малышей любят слушать свои любимые сказки или рассказы. Любимые сказки способствуют эмоциональной разгрузке, успокаивают, создают психологический комфорт.
Для того, чтобы ребенок научился пересказывать, недостаточно просто читать, важно обсуждать прочитанное, задавая различные вопросы, например: «Тебе понравилась сказка (рассказ)? Почему?» Не каждый прочитанный нами текст должен понравиться ребенку, важно выяснить, почему он понравился или не понравился. Перед чтением знакомой сказки спросите, о ком будем читать, вынуждая, таким образом, ребенка припомнить и перечислить героев. Задавайте вопросы о событиях, обстоятельствах, внешности и т. д., используя самые различные вопросительные слова: где, когда, почему, какой и др.
Главное следить, чтобы ваш вопрос подразумевал на первых порах короткий ответ, не ставил ребенка в затруднительную ситуацию, иначе отвечать на последующие вопросы ребенок не захочет. Важно совместно с ребенком рассматривать иллюстрации, это поможет научиться описывать внешность героя, детали, о которых упоминается в сказке. Для того, чтобы пересказать сказку, малыш должен запомнить последовательность событий, кто что и когда делал, что зачем было.
Большую роль в обучении пересказу имеет расширение глагольного словаря. Обращайте на глаголы особое внимание, составляйте глагольный план. Например, передать содержание сказки про Курочку Рябу можно так: снесла, положила, бежала, махнула, разбилось, плачут, говорит. На первых порах взрослый может произносить глагол, а ребенок, опираясь на иллюстрацию, договаривать, кто действовал. Эффективно совместное чтение, когда взрослый читает, а ребенок договаривает слова, часть предложения, а постепенно и части текста.
Нельзя ограничиваться только пересказом услышанного. Важно описывать увиденное, пережитые события. Связать зрительный и жизненный опыт ребенка с оречевлением. Такая связь поможет научиться малышу рассказывать, что он увидел, что было сегодня, где он побывал, что ему понравилось или не понравилось, почему. Используйте для этого самые разные ситуации: на прогулке подмечайте изменения в природе, опишите, как изменился, например, клиновый лист (летом был зеленым, а сейчас покраснел). Мама на кухне готовит, ребенок оказался рядом, она солит суп. Обратите внимание на то, что было сделано (мама посолила суп, чтобы он был вкусным), дайте попробовать, каким суп был и каким стал.
Совместно с малышом рассказывайте другим взрослым, где вы побывали, что увидели, провоцируя его самостоятельно сформулировать высказывание, понравилось ему событие или нет, почему. Пересказ — творческий процесс.
Учитель-логопед: Осипова Т.А.