Дифференциация звуков в речи
Коррекционная логопедическая работа состоит из нескольких этапов, дифференциация звуков это один из этапов логопедической работы над звуком. Пропускать этот этап нельзя, так как в будущем у ребёнка могут возникнуть трудности во время письма.
Основная задача данного этапа заключается в том, чтобы воспитать у ребенка стойкий навык употребления в речи вновь воспитанного звука, без смешения его с акустически или близкими по артикуляции звуками. Это достигается путем специальных упражнений.
Дифференциацию звуков начинаем только тогда, когда смешиваемые звуки (например, «с» и «ш», «з» и «ж») правильно произносятся ребенком в любых звукосочетаниях, то есть когда они полностью автоматизированы.
Дифференцируем звуки последовательно:
• дифференциация в разных типах слогов («са-ша», «ас-аш», «сто-што»);
• дифференциация в словах типа: «санки – шапка», «собака – кошка», «миска – мишка», «сутки – шутки», «сайка – шайка»;
• дифференциация в предложениях типа «Шла Саша по шоссе»;
• дифференциация в связных текстах, включающих оба смешиваемых звука;
• дифференциация в обычной разговорной речи; этот вид дифференциации сложен потому, что в обычной речи присутствуют не только два дифференцируемых и специально подобранных звука, но и все остальные свистящие и шипящие звуки, с которыми данный звук тоже не должен смешиваться.
Роль родителей в работе по дифференциации звуков велика. Родители помогают специалисту, выполняя задания, контролируя речь ребёнка дома.
Упражнения для дифференциации звуков «Р»-«Л»
1) Повтори слова со звуками Л — Р в начале слова: лак – рак, лов – ров, лоза – роза, лама – рама, ложки – рожки, лад – рад, ложь – рожь, Лука – рука, лаз – раз, лот – рот, лань – рань, лампа – рампа.
2) Повтори и отгадай загадки:
Мягкие лапки, а в лапках царапки. (Кошка)
Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ёж)
Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)
Старушка ползёт, избушку везёт. (Улитка)
Разноцветное коромысло над озером повисло. (Радуга)
Построен дом без топоров и углов. (Муравейник)