КАК УЧИТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ?
Вряд ли кто-то из родителей не понимает, что учить стихи с детьми надо. Это отлично развивает память, расширяет кругозор, учит восприятию такого жанра, как поэзия и формирует культурный уровень ребенка. Одни дети лучше запоминают стихи на слух, другим обязательно нужно несколько раз прочитать их самим. Независимо от методов заучивания стихотворений, следует соблюдать основные правила.
Первый этап. Ребенку читают стихотворение выразительно, а затем рассказывают о содержании и объясняют непонятные слова. Содержание стихотворения должно быть выбрано соответственно возрасту.
Второй этап. С ребенком беседуют по содержанию стихотворения: например, о том, кто главный герой, что произошло, кого встретил, что сказал, какой герой. Всё это надо для того, чтобы у ребенка сложилась целостная картина восприятия данного стихотворения.
Третий этап. Дать ребенку такую установку: сейчас я буду читать, а ты слушай внимательно и запоминай. Каждое новое стихотворение взрослый прочитывает 2-3 раза в медленном темпе. После этого отдельно читается каждая строчка стихотворения, а ребенок повторяет.
Четвертый этап. Ребенок рассказывает с помощью взрослого. «Расскажи мне, что запомнил, а я буду тебе помогать» и подсказывать первое слово в строке.
Пятый этап. Через некоторое время или на следующий день повторить еще раз стихотворение и очень эмоционально выразить ребенку своё восхищение: «Горжусь тобой!»
Кроме того на быстроту запоминания стихотворения влияет:
Объем. Если текст большой по объему, это сразу же пугает ребенка. Для детей 3-4 лет нормальный объем – это 2-3 четверостишья. Для старших дошкольников — 3-5 четверостиший.
Значимость. Если ребенок понимает, для чего ему надо выучить стихотворение, он осознаннее и быстрее справиться с задачей. Это может быть подарком для кого-то: мамы, бабушки, Деда Мороза. В 7-8 лет мы будем нацеливать ребенка на то, что знать стихи наизусть нужно и для себя.
Ритмичность. Хорошо запоминаются стихотворения, которые построены на четком ритмичном повторении. Делайте с ребенком движения под ритм стихотворения. Тут подойдут шаги, плавные движения руками, качание туловищем и так далее.
Эмоциональность. Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением, — такова детская природа! В противном случае, оно будет лишено для ребенка смысла.
Иллюстрации. Есть дети, которым иллюстрации помогают запомнить стихотворение, других они отвлекают. В таком случае лучше сначала рассмотреть картинку, а потом учить стихотворение, закрыв картинку.
Учитель-логопед: Осипова Т.А.