«Формирование звука [Р]».
Звук, который волнует многих родителей. Звук [Р] формируется к 5 годам, его мягкая пара [Р`] — к 5, 5 годам.
Если ребёнок произносит звук искаженно (горловой звук, замена на другой звук), то начинать коррекцию нужно как можно раньше, пока неправильный вариант не закрепился. Для этого лучше обратиться к специалисту.
Если звук отсутствует совсем, ребенок его просто пропускает, не пытается произнести, например, вместо «рыба» — «ыба». Что можно сделать в домашних условиях?
Во-первых, стоит убедиться, опознает ли ребенок на слух звук [Р]. Для этого можно поиграть в игру «Хлопни, если услышишь». Попросите ребенка хлопнуть в ладоши, если он услышит звук [Р]: (А, О, Р, М, Н, ра, ма, ракета, суп, рот и т.п.). Важно, чтобы у взрослого было нормированное произношение звука.
Далее необходимо подготовить артикуляционный аппарат. Рекомендуется ежедневное выполнение артикуляционной гимнастики, укрепляющей кончик языка, позволяющей выработать нужную силу, высоты, амплитуду, объем движений.
- «Чьи зубы чище?» Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
- «Маляр». Улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.
- «Качели» (внутри рта). Загибать широкий кончик языка поочередно вверх-вниз между зубами с постепенным оттягиванием его в глубь рта.
Все движения следует проделывать неторопливо, четко, ритмично под мысленный счет «раз-два» (вверх), «раз-два» (вниз) и т. д., постепенно ускоряя темп на последующих занятиях. - «Лошадка». Пощелкать кончиком языка. Присосать кончик языка к переднему краю неба и оторвать, широко раскрыв рот.
- «Грибочек». Губы в положении «Улыбка», зубы разомкнуты. Присосать переднюю часть языка к твердому нёбу. Удерживая язык в этом положении, соединять и размыкать зубы до появления легких болевых ощущений в области подъязычной связки.
- «Пулемет». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук [Д]: «д-д-д». Сначала звук [Д] произносить медленно, затем постепенно убыстрять темп.
Немаловажным при произнесении звука является сильная целенаправленная воздушная струя на кончик языка. Вибрацию языка иногда удается получить следующим приемом: на кончик языка положить плотный комочек бумаги (привязанный к длинной нитке, которую ребенок держит в руках), убрать язык за верхние зубы и сильной воздушной струей сдуть его с языка.
Попробуйте выполнять эти упражнения и звук «не заставит себя ждать». Желаем успехов!