«Звуковой анализ и синтез»
Звуковой анализ – разделение целого на составные части (составные части слова – звуки), разделение слова на звуки, из которых оно состоит.
Для чего нам нужен звуковой анализ? Мы с используем его каждый день, звуковой анализ лежит в основе процесса письма. А что лежит в процессе чтения? Звуковой синтез. Синтез – это соединение частей в целое, а звуковой синтез – соединение звуков в слова.
Упражнения для формирования навыков звукового анализа и синтеза:
1. Предложите ребёнку хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх и т.д.) тогда, когда он услышит слова, с заданным звуком.
2. Игра: «Определи первый звук в слове», научите ребёнка слышать, различать и определять 1 звук в отдельном слове.
3. Поиграйте с ребёнком в игру-соревнование: кто больше придумает слов с заданным звуком, или попросите его найти предметы в комнате (на улице, в парке и т.д.), в названиях, которых есть тот или иной звук.
4. Поймай последний звук в ладошку. Медленно произносить слово и последний звук, выделяя голосом, произнести в ладошку. «Какой звук поймал в ладошку?»
5. Горлышко болит. Произнести губами без звука всё слово, только последний звук вслух.
6. Определите места звука в слове (позиции). С этой целью используется игра «Светофор». В начале обучения используются кружки красного, желтого и зелёного цвета. Если ребёнок слышит заданный звук в начале слова, то он поднимает красный кружок, в середине — жёлтый, в конце слова — зелёный.
7. Подбор слов, где заданный звук был на первом месте, на втором, на третьем; в начале слова, в середине слова, в конце.
8. Подумай, не торопись. Предложите ребёнку несколько заданий на сообразительность: подбери слово, которое начинается на последний звук слова «стол». Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова «сыр» и др.
9. Предложите ребёнку представить ситуацию «Представь, тебя пригласили на день рождения». Ты можешь взять любого друга или подругу, но давай мы договоримся: имена моих друзей будут со звуком «Ш», а твоих – со звуком «Ж» и т.д.
10. Находясь в магазине, предложите выбрать из множества товаров только те, в названиях которых есть заданный звук.