Элементы арт-терапии как средство коррекции речевых нарушений
Проблема коррекции речевых нарушений стала особо актуальной в последние годы. Из-за возрастающего количества детей с нарушениями в речевом развитии, коррекционная работа с ними требует поиска новых эффективных способов решения этой проблемы. Педагоги-дефектологи и логопеды всё больше ориентируются на использование коррекционных возможностей искусства в процессе обучения и воспитания детей с нарушениями речи. Арт-терапия – одно из средств коррекционно-педагогического воздействия на детей с проблемами в речевом развитии.
Наиболее эффективными и часто используемыми в коррекционной работе логопеда являются несколько направлений. Изотерапия – это воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством. Для коррекции речи, развития мелкой моторики, а также развития творческих способностей детей используются следующие техники изо-терапии. Это техника «кляксография», ниткография, пальцевая живопись, рисование ладонями, рисование мягкой бумагой, листьями, палочками, камушками и прочим, рисование тычком жёсткой полусухой кистью, рисование на стекле, манке, а также техника отпечатывания ватой и «оттиск пробками». Такие незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои эмоции.
Следующий метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки и получивший распространение в коррекционной работе является музыкотерапия. В зависимости от мелодии, её ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты. Использование музыкотерапии способствует нормализации нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализации биоритма, стимуляции слухового восприятия, что активизирует правополушарные функции. Музыкотерапия не только улучшает общее состояние детей, но и улучшает качества исполнения движений, таким образом развиваются выразительность, ритмичность, плавность движений. Она воздействует на коррекцию и развитие ощущений, восприятий, представлений. И самое главное преимущество – это стимуляция речевой функции, нормализация просодической стороны речи (тембра, темпа, ритма, интонационной выразительности), формирование навыков словообразования, формирование слоговой структуры слова.
Еще одно направление арт-терапии – это кинезитерапия. Она включает в себя комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие: развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, а также облегчают процесс обучения чтению и письму. Все движения улучшают настроение и самочувствие, выполняющего их человека.
Кинезитерапия включает телесноориентированные техники, танцетерапию, психогимнастику, коррекционную ритмику. Обращая внимание на телесноориентированные техники, мы развиваем у ребенка не только двигательную сферу, но и опосредованно влияем на развитие психических свойств. Потому что весь детский опыт связан с развитием и совершенствованием произвольных движений. Доказано, что способность ребёнка контролировать свои телесные проявления влияет на развитие его характера, способностей и, конечно же, речи.
Эффективным направлением арт-терапии, которое получило широкое распространение принято считать сказкотерапию. Этот метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.