ШКОЛА РАННЕГО РАЗВИТИЯ
Вместо «как прошел твой день»: 10 вопросов, которые стоит задать ребёнку после дня в детском саду
Ваш ребёнок проводит восемь часов каждый день, и вам очень хочется узнать, чем он там занимается и с кем общается, и часто получаете ответ: «Не знаю». Не думайте, что Вашему ребёнку нечего рассказать. Скорее всего, вы задаёте не те вопросы и не в то время.
Встречая своего ребенка в раздевалке детского сада, в первую очередь просто порадуйтесь вместе с ним вашей встрече. Дети до пяти лет живут настоящим моментом и сейчас для них главное — обнять и поцеловать вас, в полной мере насладиться вашей близостью. Разделите с ребенком эти чувства, скажите: «Я так рад (а) видеть тебя!»
Сара Моудри, монтессори-педагог и мать троих детей, советует отложить вопросы на потом. Спокойно заберите своего ребенка из сада и, если позволяет погода, прогуляйтесь с ним до парка или любимой площадки, проведите время вместе. Подождите, может быть, он сам захочет рассказать вам о том, что случилось в саду.
Однако, если ребенок молчит, возможно, он просто не знает, как говорить об этом, на что обратить внимание: все события дня смешались в одну кучу.
В таком случае лучше не наседать на него с вопросами, а начать говорить первым. Расскажите о том, чем занимались на работе, вспомните о том, что ели на обед или что интересного заметили на улице по пути в офис.
Акцентируйте внимание ребенка на деталях, а если у него возникают вопросы, то обязательно отвечайте на них, вовлекая его в разговор. Таким образом вы подадите ребенку пример того, как можно рассказать о событиях дня.
Психолог и консультант по детскому развитию с тридцатилетним опытом, Зигги Коэн, также обращает внимание родителей на то, что ребенок после детского сада эмоционально перегружен и просто не способен проанализировать свой день, ответив на ваш вопрос: «Как было в садике?» Он либо отмахнется отговоркой, либо ответит первое, что придет ему в голову.
Для того, что помочь ребенку разобраться в своих воспоминаниях и выделить важное и интересное, Коэн советует задавать ему максимально простые вопросы подразумевающие короткий ответ.
Например:
Что тебя сегодня насмешило или огорчило?
Что ты ел на полдник?
Тебе понравился суп, который вы ели на обед?
Вы выходили на прогулку?
С кем ты играл?
В какие игры вы играли сегодня? В догонялки? В прятки?
Что смешного сегодня сделал твой друг?
Какую поделку вы сегодня делали?
О ком была книжка, которую вы сегодня читали с воспитателем?
Видел ли ты сон во время отдыха?
Задавая такие вопросы, вы помогаете ребенку осмыслить события дня и вспомнить как можно больше деталей, на которые сам ребенок бы не обратил внимания.
Задайте контекст, описав ситуацию, и предложите ребенку посмотреть на нее с нескольких сторон: «Воспитатель сказал, что ты забрал у своего друга игрушку, и тот плакал. Как ты думаешь, что он чувствовал? А какие чувства испытывал ты сам?»