Что нам мешает слушать ребенка?
Ю.Б. Гиппенрейтер, известный Российский психолог и автор многочисленных публикаций по психологии выделяет 12 основных помех на пути активного слушания ребенка. Другими словами, какие наши автоматические реакции мешают понять и услышать ребенка.
1. Приказы и команды: «Перестань!», «Замолчи!», «Быстро в кровать»! Что слышит и чувствует ребенок: нежелание родителей понять его, неуважение к самостоятельности, а также чувство бесправия и брошенности.2. Предупреждения и угрозы: «Если не перестанешь плакать, я уйду!», «Не придешь вовремя, пеняй на себя!», «Если сейчас же не убираешься в комнате, не будешь гулять все выходные!»Что слышит и чувствует ребенок: такие угрозы загоняют ребенка в ещё больший тупик. Более того, дети привыкают к постоянным угрозам и перестают на них реагировать. 3. Мораль и нравоучения:«Ты должен слушать взрослых», «Ты обязан вести себя хорошо», «Ты должен учиться хорошо».Что слышит и чувствует ребенок: ребенок чувствует давление внешнего авторитета, вину, скуку. Нравственные устои и соответствующее поведение воспринимается ребенком не через слова, а через поступки взрослых и атмосферу в доме. Если родители относятся к друг другу и к ребенку с уважением, то и ребенок будет знать как себя вести с другими.4. Советы и готовые решения:«Я бы на твоем месте…», «А ты попробуй…» , «Когда я был в твоем возрасте, я….»Что слышит и чувствует ребенок: мы сообщаем ребенку, что он еще мал, неопытен, несостоятелен, не может принимать решения сам.
5. Доказательства и нотации:«Сколько раз тебе говорила!», «Не слушаешь меня — вот и результат!»Что слышит и чувствует ребенок: перестает нас слышать, возникает «психологическая глухота.
6. Критика и обвинения:«Ты как всегда!», «Всё из-за тебя!», «Посмотри на себя!»Что слышит и чувствует ребенок: озлобление, уныние, разочарование, подавленность. Ребенок получает отрицательные впечатления о себе от самых близких людей, формируется низкая самооценка. Ребенку приходится доказывать, что он что-то стоит, а самый легкий и понятный для этого способ — подвергнуть критике родителей.
7. Похвала. «Ты у нас самый умный!», «Ты самая красивая девочка!»Что слышит и чувствует ребенок: важное различие между похвалой и поощрением, или похвалой и одобрением. В похвале всегда есть элемент оценки: «Ты у нас самая красивая (способная, умная)», «Молодец, ну ты просто гений». Чем плоха похвала-оценка? Во-первых, когда родитель часто хвалит, ребенок быстро начинает понимать: где похвала, там и выговор. Хваля в одних случаях, его осудят в других. Во-вторых, ребенок может стать зависимым от похвалы: ждать, искать ее. Наконец, он может заподозрить, что Вы неискренни, то есть хвалите его из каких-то своих соображений.8. Обзывание и высмеивание: «Какой же ты неряха!» , «Трусиха!», «Господи, ну и нарядилась!»Что слышит и чувствует ребенок: разуверяет ребенка в себе. Подобные фразы отталкивают ребенка.
9. Догадки и интерпретации:«Думаешь я не знаю, чего ты на самом деле добиваешься?» , «Кто-то тебе сказал что-то, вот ты и расстроился», «Да знаю я о чём ты думаешь!»Что слышит и чувствует ребенок: провоцирует защитную реакцию и желание уйти от контакта.
10. Выспрашивание и расследование: «Ну почему ты молчишь?», «Ну что же всё таки случилось?», «Я никуда не уйду, пока не расскажешь!»Что слышит и чувствует ребенок: холодное любопытство. Лучше заменить вопросительные предложения на утвердительные. Порой разница между вопросом и утвердительной фразой может показаться нам совсем незаметной (вместо «Почему же ты злишься?» — «Я чувствую, что ты злишься»). Это будет восприниматься как понимание и участие.
11. Сочувствие на словах и увещевания: «Да брось ты, ничего страшного», «Пустяки!», «Не обращай внимание»Что слышит и чувствует ребенок: пренебрежение, отрицание его переживаний, обесценивание.
12. Отшучивание и уход от разговора: «Да ладно тебе», «До свадьбы заживет», «Что слышит и чувствует ребенок: родитель уходит от разговора и переживаний ребенка.