ЧАСТЫЕ ВОПРОСЫ ЛОГОПЕДУ
Обычно все дети проходят определенные периоды или моменты в общем развитии и в развитии речи. Важную роль в прохождении этих периодов играют родители. Родители являются главными «консультантами» в расширении знаний малыша об окружающем мире.
Но многие дети запаздывают в прохождении таких периодов в развитии речи, долго не могут начать говорить, испытывают трудности в произношении отдельных звуков. Родителям в таких ситуациях бывает трудно понять, насколько ребенок нуждается в помощи специалистов. Какие особенности речи ребёнка могут волновать родителей?
Мой ребёнок не говорит, или говорит меньше по сравнению со сверстниками
Жалобы на то, что «ребёнок не говорит», специалисты могут услышать от родителей детей разного возраста. «Отсутствие» первых слов может беспокоить родителей годовалого ребёнка, особенно, если это их первый ребёнок, и у них нет возможности сравнить его речевое развитие со старшими детьми. Общее мнение о том, что ребёнок должен начать говорить в год не вполне правильно. Исследователи детской речи говорят о вариативности границ речевого развития ребёнка.
Первые слова могут появиться в промежутке от 9 месяцев до 1 года и 3 месяцев, причём у мальчиков несколько позже по сравнению с девочками. Серьезным поводом для беспокойства можно считать отсутствие хотя бы небольшого набора лепетных или полных форм слов в 2 года и отсутствие фразовой речи в 3 года.
Мой ребёнок не говорит, а показывает на предметы пальцем
Этот способ общения характерен не только для детей с проблемами в речевом развитии, но и для всех малышей, которые только учатся говорить. Приблизительно в год все дети начинают сознательно использовать жесты для общения. Жесты малышей можно разделить на:
1. Указательные жесты. В диалоге между ребёнком и взрослым они означают: «посмотри на …», «расскажи мне о …». Если родители смотрят в указанном направлении, называют предмет или что-нибудь рассказывают о нем, малыш остается доволен. Иногда родителям бывает трудно понять, что заинтересовало ребёнка, поскольку в том направлении, которое показывает ребёнок, может находиться много разных вещей. Внимание и наблюдательность родителей за действиями ребёнка помогает им понять, что заинтересовало малыша. Годовалый ребёнок уже знает, что указательный жест, означает – ему необходимо посмотреть в указанном направлении, а не на руку или лицо родителей, как он делал это ранее.
2. Жесты-дотягивания (протягивание открытой ладони, хватательный жест). С их помощью ребёнок пытается попросить взрослого: «дай мне …», «дай мне посмотреть на …», «потрогать, поиграть с …». Когда малыш использует такой жест, он ждет немедленного ответа или действия. Для того чтобы быстрее добиться желаемого, ребёнок сделает жест повторно или начнет хныкать.
Оба типа жестов являются предшественниками слов, выражающих утверждение и просьбу. Указывание пальцем на интересующий предмет помогает ребёнку запомнить новые слова: ребёнок показывает предмет, а родители называют его. Некоторым детям требуется большое количество повторений для того, чтобы они начали понимать, а чуть позже употреблять слово в своей активной речи. Когда в речи ребёнка начнут появляться слова, он еще какое-то время будет пользоваться жестами. Однако постепенно речь будет становиться основным способом общения ребенка и вытеснит жесты.