ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО В ЖИЗНИ РЕБЁНКА
Знакомство человека с произведениями искусства, с сокровищницей русской и мировой культуры, с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни, т.к. период раннего и дошкольного детства — определяющий этап в развитии человеческой личности. Возраст до пяти лет – богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное овладевать средством человеческого общения – речью.
Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества. Младенцем ребенок учится по ним звукам родного языка, их мелодике, затем овладевает умением понимать их смысл; когда подрастает, начинает приобщаться к народному опыту, народной морали, народной мудрости, начинает улавливать точность, выразительность и красоту языка.
Знакомство малыша с устным народным творчеством начинается с песенок и потешек. Под звуки их ласковых, напевных слов малыш легче проснется, даст себя умыть («Водичка, водичка умой мое личико….») накормить («Травка муравка…»). Особенно много радости доставляют детям игры со взрослым. Народ создал множество игровых песен. Сопровождая действия с малышом словами песенки, радующей его, взрослые приучают вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и понемногу проникать в их смысл.
Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, звукосочетаниями, улавливая специфику звучания русской речи, ее выразительность и образность.
Сказки могут быть предельно просты как для младшего дошкольного возраста («Курочка-ряба», «Репка», «Колобок») так и сказки для детей постарше с острым захватывающим сюжетом («Кот, петух и лиса», «Гуси-лебеди»). Сказки рассказывали, как трудна победа добра над злом, как борьба и мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают зло, каким бы страшным оно не было.
Важно, чтобы ребенок не просто слушал сказку, но и осознавал ее идею, вдумывался в подробности происходящего. Полнота восприятия сказки зависит также во многом от того, как она будет прочитана, насколько глубоким окажется проникновение рассказчика в текст, насколько выразительно донесет он образы персонажей, передаст моральную направленность, остроту ситуации, свое отношение к событиям.
Учитель-логопед: Осипова Т.А.