УЧИМ СКОРОГОВОРКИ
Скороговорка – это уникальное явление языковой культуры любого народа. Маленькие, коротенькие рифмованные фразы – великолепные упражнения для отработки правильной, чёткой и грамотной речи.
Использование скороговорок помогает закрепить чёткую дикцию, использовать различные высотные, силовые и тембральные звучания. Скороговорка требует точной организации голосового хода, логического и орфографического ударения. Стихотворная ритмика организует чёткость речи, не разрешает пропускать, менять звуки. Она служит организационным моментом и для дыхания: даёт возможность сознательно распределять дыхание, не прерывая доборами воздуха внутри строки, и пополнить только в конце после строки. Скороговорки нужны для развития фонематического слуха, формирования способности ребёнка улавливать тонкие звуковые различия, способствуют автоматизации звуков речи.
Алгоритм разучивания скороговорки
На былинке пылинка,
Пылинка на былинке.
- Прохлопать ритм скороговорки.
- Произнести скороговорку хором, индивидуально.
- Послушать, какие звуки выделил голосом логопед.
- Повторить эти звуки, чётко артикулируя.
- Произнести звуки (п), (б) хором и по одному.
- В каких словах слышится звук (п), в каких – (б)?
- Произнести скороговорку тихо – громко.
- Произнести скороговорку грустно, весело.
- Выделить голосом слова «пылинка» и «былинка» в следующей последовательности:
На былинке пылинка,Пылинка на былинке. | На былинке пылинка,Пылинка на былинке. |
- Проговорить скороговорку высоким, а затем низким голосом.
Со скороговорками и чистоговорками можно работать разными способами:
- Ребёнку необходимо взять в руки мяч и, ритмично подбрасывая и ловя его руками, проговорить скороговорку или чистоговорку. Подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или на слог.
- Ребёнок должен проговорить скороговорку, перебрасывая мячик из одной руки в другую.
- Проговорить скороговорку можно, прохлопывая ритм ладошками.
- Предложите проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться.