УЧИМ РЕБЁНКА СЛЫШАТЬ И ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИТЬ ЗВУКИ
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.
Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки, но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш не замечает, что он неправильно произносит звуки.
Конечно, основную работу по развитию фонематического слуха возьмет на себя логопед. Но и родители тоже могут помочь своему ребенку.
«Выдели слово»
Предложите ребенку хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам и т.п.) тогда, когда он услышит слова с заданным звуком.
«Звуковые песенки»
Взрослый предлагает малышу составит звуковые песенки типа:
АУ – дети кричат в лесу, ИА – так кричит ослик, УА – так плачет ребенок. Как мы удивляемся? О-О-О! (И т.п.) Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая его, затем – второй.
«Назови лишнее слово»
Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенку предлагается назвать то, которое отличается от остальных.
Гора, гора, гора, нора.
Голос, колос, голос, голос.
Коса, коса, коза, коса.
Утенок, утенок, котенок, утенок
«Найди звук». Развитие фонематического слуха и восприятия. Определение первого звука в слове, обозначение его символом. Автоматизация и дифференциация звуков «Ш», «Ж» в словах.
Игровой кубик с цифрами от 1 до 6; игровое поле с картинками; символы звуков: звук «Ш» обозначается змейкой (змейка шипит – ш-ш-ш), звук «Ж» – жуком (жук жужжит – ж-ж-ж); цветные фишки. Поле с символами предварительно разрезать и объяснить ребенку, какой символ какой звук обозначает), цветные фишки.
Ребенку предлагается бросить кубик с цифрами от 1 до 6 и назвать выпавшее число. Далее отсчитать количество клеток на игровом поле слева направо и назвать выпавшую картинку. Определить первый звук в слове и обозначить его символом звука и цветной фишкой. Сделать следующий ход от обозначенного символом и фишкой слова. Играть до тех пор, пока на игровом поле не закроются символами все картинки.
Ребенку предлагается найти и назвать слова на звук «Ш» и обозначить их символами звуков, затем на звук «Ж».
Подготовил учитель-логопед: Осипова Т.А.