УМ РЕБЕНКА НАХОДИТСЯ НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ.
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, «Рука – это инструмент всех инструментов», заключал еще Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», — писал Кант.
Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка.
Малыша в возрасте 3-4 лет важно научить концентрировать внимание и правильно его распределять. Поможет в этом пальчиковая игра — гимнастика.
Пальчиковая игра — гимнастика уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми.
Что же происходит, когда ребёнок занимается «пальчиковой гимнастикой»?
Развитие речи:
«Пальчиковая гимнастика» создаёт не только благоприятный фон и развивает умение подражать взрослому, но и учит вслушиваться и понимать смысл речи, повышает речевую активность ребёнка.
Речь, сопровождаемая подвижными образами, более выразительная и доступна пониманию малыша. Стихотворная форма подача материала имеет соответствующий ритм, который помогает координировать речь и движения. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
Память:
Играя, пальчиками, ребёнок развивает память, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. Малыш легче и разучивает, и запоминает потешку, стихотворение, сказку уже после нескольких прочтений. Текст, подкреплённый действием, запоминается очень быстро и надолго, в несколько раз быстрее, чем при обычном прочтении. Ребёнок довольно быстро начинает связывать в сознании зрительные образы с соответствующим текстом.
Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются.
Рекомендации к пальчиковой игре-гимнастике:
-Выберете 2-3 игры-стишка, постепенно заменяя их новыми;
-Сначала выучите сами стихи;
-Читайте стихи выразительно;
-Играйте в пальчиковые игры — гимнастику регулярно, чтобы достигнуть наибольшего эффекта от упражнений;
-Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления;
-Каждая пальчиковая игра длится несколько минут и повторяется в течение дня 2 – 3 раза;
-Любые упражнение будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут.
Веселая мышка
Весёлая мышка Перчатку нашла, (пальцы в стороны, покрутить ладошкой)
Гнездо в ней устроив, (сложить ладоши ковшом)
Мышат позвала. (поманить, сгибая и разгибая пальцы)
Им корочку хлеба дала покусать, (кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков)
Погладила всех (одна ручка гладит другую и наоборот)
И отправила спать. (сложенные ладони кладем под щечку)
Моя семья.
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья!
(попеременно массируем пальцы руки, на последней строке сжимаем
и разжимаем кулачки)
Часы
Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час (бежим пальчиками правой руки от коленок до макушки)
Вдруг часы сказали: «Бом!», (Один хлопок над головой).
Мышь скатилась кувырком. (Руки «скатываются» на пол).
Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом, бом!» (Два хлопка).
Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом, бом, бом!»(Три хлопка).
Мышь скатилась кувырком.
Консультацию подготовил воспитатель младшей группы.