Трудности в речи: на что обратить внимание
Трудности в речи: на что обратить внимание
Знания о нормальном речевом развитии должны помочь родителям в их наблюдениях за речевым продвижением собственных детей. В некоторых случаях может проявляться несоответствие норме, отставание в развитии каких – либо речевых функций, и родителям необходимо знать, на что следует обратить пристальное внимание, а не выжидать, пока все образуется само собой.
На какие трудности в овладении речи родителям стоит обратить внимание?
Два года
- Отсутствие речи при сохранном слухе.
- Ребёнок не общается жестами, не выражает просьбы и желания, не подражает взрослым.
- В два с половиной года речь не появилась.
Три года
- Отсутствие фразовой речи или резко аграмматичная фраза при сохранном слухе и нормальном интеллекте. Часто это бывает при системных нарушениях речи и проявляется общим недоразвитием речи разной степени.
- На фоне ускоренного развития речи и высокого интеллекта наблюдается нарушение плавности речи из–за судорог в артикуляционном или дыхательном отделах речевого аппарата («заикание развития»).
- Очень быстрый темп речи, «проглатывание окончаний», при этом частые повторения слогов, напоминающие заикание, но без судорог.
- Плохая непроизвольная память. Ребенок с трудом запоминает стихи и потешки, даже после многократных повторений.
Четыре года
- Звукопроизношение далеко от нормы. В речи множественные замены: шипящих на свистящие, возможны замены твердых согласных звуков на мягкие или искаженное произношение имеющихся звуков. Речь невнятная, малопонятная.
- Нарушения слоговой структуры слов. Ребенок не может произнести правильно слово из 3 – 4 слогов или слова со стечением согласных, пропускает звуки, слоги или переставляет их.
- Сохраняются стойкие аграмматизмы в речи.
- Ребенок испытывает большие трудности в пересказе хорошо знакомых сказок. Не может выучить короткое стихотворение (переставляет слова, пропускает слова).