Темперамент ребёнка
Темперамент ребёнка
Многие ошибки в воспитании дошкольников происходят из-за того, что родител и ожидают от ребенка несвойственных ему достижений. Развитие ребенка во многом зависит от его темперамента, данного природой.
Темперамент считается врожденной характеристикой личности. Традиционно выделяют четыре типа темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик. И хотя чистые типы встречаются довольно редко, понимание о преобладающем темпераменте дает довольно важную информацию. У детей черты того или иного темперамента проявляются уже в возрасте 3-4 лет, но более достоверно можно выявить его в возрасте 5-6 лет.
Разница в темпераментах между родителями и детьми может привести к глубоким конфликтам, если вовремя не осознать, в чем же проблема. Вам будет гораздо проще понять своего ребенка, направить, рассчитать его нагрузку, заинтересовать, развить его лучшие качества, если вы определите, какой тип темперамента у него наиболее выражен.
Сангвиник
Положительные черты: общительность, энергичность, быстрое приспособление к новым условиям, контактность.
Отрицательные черты: несобранность, небрежность, непостоянство, распылённость интересов.
Меры воздействия: не следует ограничивать живость и активность ребёнка, нужно учить его доводить начатое дело до конца, внимательно относиться к сверстникам, считаться с мнением других, формировать устойчивые привязанности, интересы.
Холерик
Положительные черты: активность, напористость, решительность, подвижность, эмоциональность.
Отрицательные черты: повышенная возбудимость, импульсивность, несдержанность, резкость.
Меры воздействия: нельзя ограничивать активность малыша, применять к нему такие меры воздействия, как окрики, шлепки, угрозы (от этого усиливается возбуждение). Необходимо вырабатывать сосредоточенность, усидчивость, учить соблюдать правила общения.
Флегматик
Положительные черты: уравновешенность, терпимость, способность к длительному, сосредоточению, невозмутимость, самообладание, старательность, аккуратность.
Отрицательные черты: медлительность, вялость, безучастность к окружающему.
Меры воздействия: нельзя использовать окрики, угрозы, желая заставить действовать быстрее (такие сильные раздражители оказывают тормозящее действие). Необходимо развивать двигательную активность, коммуникативные навыки.
Меланхолик
Положительные черты: высокая чувствительность, высокий уровень самоконтроля, способность к эмпатии.
Отрицательные черты: неуверенность, замкнутость, боязливость, тревожность.
Меры воздействия: нельзя повышать голос, проявлять чрезмерную требовательность, подчёркивать недостатки. Следует говорить мягко, но уверенно, использовать эмоциональную поддержку, высказывать одобрение, необходимо развивать общительность, стремление к активности, умение преодолевать трудности.
Темперамент и характер вкупе составляют личность человека. Поэтому взрослым важно уметь так выстроить отношения с ребенком, чтобы научить контролировать эмоции и в то же время уметь отстоять свое мнение; познавать новое и уметь грамотно пользоваться полученной информацией; не быть пассивным наблюдателем, а становиться участником и исполнителем, добивающимся успеха.