Твёрдые и мягкие звуки. Дефект смягчения
Твёрдые и мягкие звуки. Дефект смягчения
В русском языке большинство одних и тех же согласных могут быть как твердыми, так и мягкими. Они образуют между собой пары, соотносящиеся по признаку твёрдости/мягкости.
Всегда твёрдо звучат согласные [ж], [ш], [ц]. Мягкие непарные согласные [й’], [ч’], [щ’] всегда сохраняют этот признак.
Дефект смягчения – это постоянные, регулярно повторяющиеся замены мягких согласных соответствующими твердыми парами и наоборот. Дефекты смягчения и твердости чаще встречаются в структуре возрастного косноязычия, дислалии, дизартрии, тугоухости.
В ходе диагностики исследуется состояние слуха, строение и подвижность артикуляционного аппарата, звукопроизношение, слуховая дифференцировка. Важным будет прохождение аудиометрии (оценка порогов слышимости у детей).
Дефекты твердости и мягкости неизбежно отражаются и на письме. В процессе школьного обучения у детей с подобными нескорректированными проблемами диагностируется акустическая дисграфия. Поэтому логопедические занятия необходимо начинать уже в старшем дошкольном возрасте.
Подготовка органов артикуляции
Если мягкие согласные заменяются твердыми и это обусловлено высоким мышечным тонусом спинки языка, работу необходимо начинать со снятия напряжения его мышц. На первом этапе проводится расслабляющий массаж языка. Рекомендуется выполнение артикуляционной гимнастики (упражнения «Лопаточка», «Наказать непослушный язычок», поглаживание языка губами).
При смягчении и слабости мышц языка, напротив, работа будет направлена на активизацию язычной мускулатуры. Прибегают к активизирующему логопедическому массажу и упражнениям («Горка», «Катушка», покусывание языка зубами).
Коррекция фонематических процессов
Ребенку объясняются отличия между твердыми и мягкими согласными, обыгрываются основные отличительные признаки звуков. Используются упражнения на различение квазиомонимов, показ артикуляционных профилей, работа с парными картинками на смешиваемые звуки. На данном этапе важно выработать у ребенка зрительный и кинестетический контроль.
Упражнения на дифференциацию твердых и мягких согласных
1. Объяснить смысловое различие данных слов. Определить какими буквами различаются эти слова (мал – мял, мол – мёл, мыл – мил), составить предложения с каждым из них.
2. «Скажи наоборот» (с перебрасыванием мяча):
Та — тя, ка — кя, са — ся, за — зя , фя — фа, вя — ва, ля — ла, ря — ра и т.д.
3. Придумать слова, начинающиеся на мягкий согласный (мь — мёд, мёл, мил, мира, Миша).
4. Придумать слова, начинающиеся на твердый звук (м — мол, мох, мор, молоко, море, мороженое).