«Роль игр-эстафет в формировании физических качеств и здоровья старших дошкольников».
Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные, здоровые. Всестороннее развитие подрастающего поколения сейчас находится в центре внимания.
При проведении с детьми всех форм по физическому воспитанию, очень важно добиваться того, чтобы занятия физической культурой, подвижные игры, элементы спортивных игр и различные физические упражнения на прогулке приносили детям радость, чтобы у них появилось желание самостоятельно организовывать различные игры, выполнять движения лучше, красивее. С этой целью необходимо шире включать в занятия и досуг детей игры-эстафеты. Да и сами дети проявляют большой интерес к играм-эстафетам. Их увлекает разнообразие движений в одной игре.
Что же такое игры-эстафеты? Это одна из разновидностей подвижных игр командного характера. В играх-эстафетах команды детей состязаются между собой в преодолении различных препятствий, в быстром и рациональном решении двигательных задач.
В каждой игре-эстафете, в зависимости от ее сложности, содержится 3, 5 и более знакомых детям видов основных движений, в определенном сочетании. Одновременно при проведении игры-эстафеты решается ряд целей: закрепление и совершенствование навыков основных движений; развитие у играющих ориентировки в пространстве; смелости, решительности, организованности и дисциплинированности; внимания, выдержки, выносливости, точности, быстроты, координации движений.
Кроме того, игры-эстафеты вырабатывают координированные, экономные и согласованные движения; игроки приобретают умения быстро входить в нужный темп и ритм работы, ловко и быстро выполнять разнообразные двигательные задачи, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость, что важно в жизни.
Говоря о влиянии игр-эстафет на умственное развитие, следует отметить, что они вынуждают мыслить наиболее экономично, укрощать эмоции, мгновенно реагировать на действия соперника и партнера.
А также они направлены на решение основных задач, необходимых для достижения этих целей: формирование правильного отношения детей к физкультурным занятиям; формирование у детей жизненно важных двигательных навыков и умений; способствующих укреплению здоровья, формирование представлений о здоровом образе жизни, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; развитие опорно-двигательного аппарата детей; развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка; воспитание морально-волевых качеств детей.
Выбор способов, приёмов и средств обучения осущетвляется с учётом состояния здоровья детей дошкольного возраста, уровня развития двигательных способностей и физической подготовленности каждого ребёнка, исключение «факторов риска» позволяют достичь положительных результатов в укреплении здоровья детей, создании их благоприятного эмоционального состояния.