РОДИТЕЛИ-ПОМОЩНИКИ ЛОГОПЕДА
В настоящее время официально признано, что первыми педагогами детей являются их родители (Закон Российской Федерации «Об образовании», ст.18, п.1). Однако, многие современные родители перекладывают свои функции воспитания на сотрудников образовательных учреждений, в том числе и логопедов.
Как известно, все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших братьев и сестер.
Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает правильным произношением.
В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы.
Ваш ребенок начал заниматься с логопедом. Часто родители спрашивают: «Зачем нужны домашние логопедические задания, если ребенок и так занимается с логопедом?» Нужно помнить, что нарушения речи отражаются на психическом развитии ребенка, формировании его личности и поведения, поэтому родители должны быть максимально вовлечены в коррекционную работу.
Главное правило: окружающие ребенка люди должны говорить правильно, не искажая слова, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слоги и окончания слов. Если взрослые не следят за своей речью, до уха малыша многие слова «долетают» искаженно («не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т.д.).
Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Обращаясь к сыну или дочери, вы обязательно побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушиваться к вашей речи, на примере которой формируется собственная речь детей.
Привлечение внимания дошкольника к недавно появившемуся у него звуку способствует правильному воспроизведению звука в слогах, словах, предложениях, в самостоятельной речи в более короткие сроки. Родителям рекомендуется создать максимально положительный настрой на дальнейшую логопедическую работу. Для этого используются различные игры и игровые приемы. Например, игра «Повтори для кошки, для мишки…». На столе выставляются игрушки. Для каждой из них ребенок произносит звук или слог, ряд слогов, слово. Взрослый подыгрывает ребенку: «Как мишке понравилось! Кошечка не расслышала, повтори-ка еще раз!» Очень любят дети игры с куклами бибабо.
При выполнении домашнего задания предложите ребенку каждый правильно произнесенный звук или слог (слово) отмечать в тетради каким-либо знаком (крестиком, галочкой или наклейкой). По количеству знаков, проставленных в тетради, логопед проверяет и отмечает старательность и усердие воспитанника.
Особая роль родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный материал дома, они получают возможность закрепления ребенком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении – во время игр, прогулок, экскурсий и т.д., то есть в повседневной жизни, а не только в стенах логопедического кабинета.
Подготовил учитель-логопед: Осипова Т.А.