РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ КАК КОМПОНЕНТ ГОТОВНОСТИ К ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ
С нарушениями детской речи сталкиваются практически все родители. Очень редко удаётся избежать тех или иных проблем, появляющихся при освоении ребёнком родного языка. Сразу правильно и чётко произносить все звуки получается далеко не у всех. Чистая речь ребёнка зависит не только от умения выговаривать «проблемные» звуки, но и от умения их различать.
Таким образом, развитие речи основывается на речевом слухе, то есть умении анализировать услышанные звуки. Речевой слух делят на:
- физический – это способность слышать окружающие звуки.
- фонематический – это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи.
Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Так как заменив в слове даже один звук, мы можем получить совершенно иное слово: «Дом-том», «бочка-почка», коса-коза».
Если ребенок искажает звуки, заменяет другими звуками, пропускает звуки – это значит, у него не до конца сформирован фонематический слух. Это в дальнейшем может помешать овладению процессами чтения и письма.
Например, ребёнок при чтении и письме может допускать следующие ошибки:
- заменять звонкие звуки на глухие,
- твёрдые на мягкие,
- путать свистящие и шипящие звуки, соноры.
Таким образом, ребенок в школе будет писать не то, что ему сказали, а то, что услышал, что-то точно, а что-то очень приблизительно. И если ребенок неправильно произносит звуки, то и диктовать себе на письме будет неправильно.
Тренировать фонематический слух необходимо! Чем раньше развивать фонематический слух у ребёнка, тем успешнее будет идти общее развитие ребёнка, тем грамотнее он будет читать и писать.
Развитие фонематического слуха с дошкольниками лучше проводить через игру. Давайте мы с вами поиграем!
Игра «Договорилки»
Я читаю стихотворение, ваша задача выбрать из нескольких слов одно, сходное по звучанию, чтобы получилась рифма.
Шепчет ночью мне на ушко
Сказки разные… (перина, подушка, рубашка)
Ой, ребята, верь, не верь –
От меня сбежала… (кошка, дверь, стенка)
От грязнули даже стол
Поздним вечером… (сбежал, ушёл, ускакал)
Две лисички, две сестрички
Отыскали где-то…(спички, щётку, ножик)
Игра «Слово-шпион»
Вам нужно назвать слово, которое отличается от остальных.
Канава – канава – какао – канава
Ком – ком – кот – ком
Утёнок – котёнок – котёнок – котёнок
Будка – буква – будка – будка
Винт – винт – бинт – винт
Минута – монета – минута – минута
Игра «Потеряшка»
Я называю слова, а вам нужно определить, чем отличаются эти слова, назвать тот звук, который изменился.
Кит – кот, жук – сук, дом – дым, бак – так, лак – мак, утка – дудка, ватка – ветка.
Игра «Я скажу, ты повтори» – игра с мячом
Я называю слова, схожие по звучанию, ваша задача их повторить. Называет тот, кому попал мяч.
Мак – бак – так Моток – каток — поток
Ток – тук – так Батон – бутон — бетон
Бык – бак – бок Будка – дудка — утка
Дам – дом – дым Нитка – ватка — ветка
Ком – дом – гном Клетка – плёнка – плётка
Игра «Колокольчики»
Колокольчики разного цвета. Педагог придумывает на каждый колокольчик слог (ма-на-па). И просит ребёнка – «Послушай и звени тем колокольчиком, где было ПА».
Игра «Собери чемодан»
Мы отправляемся в путешествие. Возьмём с собой только те предметы, в названии которых есть звук Р. Назови мне предметы с этим звуком?
Таким образом, развитие фонематического слуха является основой правильной речи.