РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА У ДЕТЕЙ.
Умение изменять силу голоса – одно из важных его выразительных средств. Нужно научить ребенка говорить громко, но не «крикливо», четко, постепенно изменяя силу голоса — от громкого произнесения к среднему и тихому, и наоборот.
Упражнение 1. Стоя разводить опущенные руки в стороны и тихо произносить: «А». Разводить руки в стороны от груди, чуть громче: «А». Руки над головой, громко: «А». Так же с другими гласными.
Упражнение 2. Шагать на месте (ходить по кругу) под звучание бубна или барабана: громкие удары — шагать, поднимая высоко ноги и громко произнося: «топ-топ-топ», удары по — тише — шагать обычно, произнося: «топ-топ-топ» голосом разговорной громкости, тихие удары — слегка поднимать ноги и произносить звукосочетания тихо. Мы хлопаем руками: «Хлоп-хлоп-хлоп». Мы топаем ногами: «Топ-топ-топ».
Упражнение 3. Сидя или стоя считать до 5 (10), с постепенным понижением силы голоса (от громкого до тихого).
Упражнение 4. Чтение стихотворения с изменением силы голоса с каждым куплетом. Смысловое содержание куплета соответствует рекомендуемому изменению силы голоса, что облегчает его правильную подачу.
Была тишина, тишина, тишина… (Почти без голоса, одной артикуляцией). Вдруг грохотом грома сменилась она. (Шепотом). И вот уже дождик тихонько — ты слышишь? (Голосом разговорной громкости). Закрапал, закрапал, закрапал по крыше. Наверно, сейчас барабанить он станет. Уже барабанит. Уже барабанит! (очень громко)
Изменение высоты голоса – одно из значительных средств его выразительности. Упражнения на изменение высотной модуляции, которые способствуют развитию интонации, гибкости голоса.
Упражнение 1. Стоя разводить опущенные руки в стороны и произносить низким голосом: «О». Руки у груди, средним, нормальным голосом: «О». Руки вверху, высоким голосом: «О». Так же повторить с другими гласными и в сочетаниях с согласными типа «та—то—ту».
Упражнение 2. Игра «Самолет». Самолет идет на взлет. (Произносят низким голосом, руки опущены: «У»). Самолет летит, в нем мотор гудит. (Высоким голосом, руки в стороны: «У»); Самолет садится. (Низким голосом, руки опущены, приседают: «У»).
Упражнение 3. Чтение стихотворного материала, связанного с изменением высоты голоса. Летит поезд во весь дух: — Ух! Ух! Ух! (Произносят высоким голосом, делая круговые движения согнутыми в локтях руками). Загудел тепловоз: «У-у-у-у». (Низким голосом, останавливаются и гудят). Домой деток повез: «Ду-ду-ду». (Приседают).
Учитель-логопед: Осипова Т.А.