РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ: НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ РОДИТЕЛЯМ.
Ребёнок не говорит. Ребёнок говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два-три слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трёхлетний ребёнок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребёнок догонит сверстников, заговорит сам. И очень ошибаются. Задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться и играть со сверстниками, правильно выразить свои мысли, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребёнка.
Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех речевых звуков. Правильным звукопроизношением большинство детей овладевает ещё в дошкольном возрасте, причём происходит это без какого-либо специального обучения, на основе подражания правильной речи окружающих людей. У многих детей дефекты в произношении речевых звуков остаются на долгие годы и не исчезают без специальной логопедической помощи.
Трудность овладения правильным звукопроизношением чаще всего связана с наличием определённых причин, которые могут быть не только выявлены, но в большинстве случаев и устранены уже в дошкольном возрасте. Многие родители, к сожалению, не придают серьёзного значения неправильному произношению звуков их детьми и упускают драгоценное время, надеясь на то, что «с возрастом всё пройдёт». О том, что эти надежды далеко не всегда оправдываются, свидетельствует наличие дефектов звукопроизношения в речи многих взрослых людей.
Важное значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в период обучения грамоте (чтению и письму), так как письменная речь формируется на основе устной и некоторые дефекты в произношении звуков в дальнейшем неизбежно отражаются на письме.
Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребёнка родителям необходимо учесть следующие моменты:
1. У нормально развивающегося ребёнка первые слова появляются в 8-9 месяцев. Если после 1 г. 3 м. ребёнок не произносит ни одного слова – нужно бить тревогу. После полутора лет у ребёнка в норме появляются двухсловные предложения: «Мама, дай». Количество слов к концу 2го года жизни 100- 300. К концу 3го года жизни словарный запас возрастает в 3-4 раза. В 3 г. ребёнок может правильно произносить большинство звуков речи.
2. Сложные по артикуляции согласные звуки (С, З, Ц ,Ш, Ж ,Щ, Ч, Л, Р) примерно до 3-5 лет или полностью отсутствуют в речи детей или заменяются более простыми для произношения звуками. К 5-6 годам ребёнок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи.
3. Если родителей что-то беспокоит в речевом развитии ребёнка, не надо бояться обращаться к специалистам. Многие родители, на совет педагогов обратиться за консультацией к неврологу, невропатологу, психиатру, реагируют негативно. В последние годы увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии головного мозга, а при этом одной из первых страдает именно речь, а также такие психические процессы, как внимание, память, мышление.
4. Речь развивается в процессе подражания. Ребёнок не в состоянии выбирать объект для подражания и бессознательно перенимает ту речь, которую слышит из уст окружающих. Он перенимает даже дефекты речи. Поэтому очень важно, чтобы взрослые не «сюсюкали» с ребёнком, а говорили с ним правильно, отчётливо и неторопливо.
5.Нельзя сводить проблему формирования речи к обучению грамоте. Развитая речь в понимании многих родителей – это умение читать, писать печатными буквами, рассказывать стихи. Поэтому они стремятся, как можно раньше научить своего ребёнка читать и даже писать, при этом многие важные стороны развития ребёнка остаются без внимания, хотя давно известно, что умение читать и писать не является показателем его развития. Качественно овладеть чтением и письмом невозможно без чистого звукопроизношения, без развития речевого слуха и т.п.
6. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Поэтому давайте ребёнку больше заданий на штриховку, раскрашивание цветными карандашами, игры с мозаикой и пазлы и т.д.
7. Необходимо весьма осторожно относиться к раннему введению иностранных языков в жизни ребёнка. Если у него проблемы с родным языком , то не стоит усугублять его проблемы приобщением к другой языковой системе. Все языки по своим характеристикам вступают в противоречие друг с другом. Прежде всего, касается их фонематической (звуковой) стороны: любой язык имеет в своём арсенале звуки, которые характерны только для него, а обучение иностранному языку подразумевает постановку правильного звукопроизношения. Например, в английском языке есть межзубные звуки, которых нет в русском языке. Межзубное произношение звуков русского языка считается речевым дефектом, требующим серьёзной работы по его исправлению.
Таким образом, преодолеть нарушения в речевом развитии ребёнка возможно только при тесном сотрудничестве педагогов и родителей.
Учитель-логопед: Осипова Т.А.