Развитие речи в зимний период
Каждое время года прекрасно по-своему. С наступлением зимы для родителей и педагогов открывается новая лексическая тема, которая пестрит обилием новых существительных, глаголов и прилагательных. Во время зимней прогулки можно наблюдать с ребенком различные явления природы, места обитания животных и птиц, усваивать при этом новые речевые конструкции, обогащать словарный запас.
Какие речевые игры можно предложить детям:
1. Беседа о признаках зимы.
- когда наступает зима? (после осени)
- как светит солнце зимой? (солнце стоит невысоко и греет мало; светит, но не греет)
- какое небо зимой? (небо часто серое, на нем облака, тучи, из которых идет снег)
- какие деревья зимой? (деревья стоят голые, без листьев, только сосны и ели зеленые; деревья зимой отдыхают)
- что зимой происходит с реками? (покрываются льдом)
- как зимой одеты люди? (тепло)
- как ведут себя птицы, животные зимой?
- какие вы знаете зимние забавы детей?
- назовите зимние месяцы.
2. «Подбирай, называй, запоминай»
К существительному нужно подобрать прилагательное, например: зима- холодная, снежная, морозная, долгая и т. д.
- зима (холодная, снежная, бесснежная, морозная, долгая, вьюжная, мягкая, суровая, русская)
- снег (пушистый, мягкий, липкий, Белый, искристый, сверкающий, чистый, грязный, рыхлый, холодный, тающий,)
- снежинки (легкие, резные, холодные, маленькие, Красивые, лёгкие, первые, белые серебряные, редкие, ажурные, пушистые, искрящие, летящие, тающие, волшебные..)
- лёд (толстый, скользкий, хрупкий, гладкий, холодный, тонкий)
- погода (плохая, хорошая, сырая, холодная, безветренная, безоблачная, благоприятная, великолепная, зимняя, ветреная, вьюжная, морозная,)
3. «Подбирай, называй, запоминай»
К существительному нужно подобрать глагол, например: человек – идет, танцует, пишет.
- снежинки (падают, вьются, кружатся, блестят, тают, хрустят)
- лед (леденеет, трещит, блестит,
- мороз (трещит, морозит, обмораживает, подмораживает, замораживает)
- снег (блестит, хрустит, идет, снежит)