Развитие мелкой моторики как активация речи детей раннего возраста 

                                                                                    «Чем больше мастерства в детской              

                                                                                       руке, тем ребенок умнее. Именно 

                                                                                       руки учат ребенка точности, 

                                                                                       аккуратности, ясности мышления. 

                                                                                       Движения рук возбуждают мозг, 

                                                                                       заставляя его развиваться».

                                                                                                               В.А. Сухомлинский

Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая связана непосредственно с овладением предметными действиями, речью ребенка. Формирование двигательных функций происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающими его предметами.

У детей раннего возраста еще слабо развиты мелкие мышцы рук. Развитие этого навыка зависит от качества мелких движений пальцев кистей рук, тренированности мышц, точности и координации движений.

Развитие речи является одной из основных задач в работе с детьми раннего возраста. Уровень развития напрямую зависит от степени сформированности общей моторики  и тонких движений пальцев рук. Чем больше развиты у ребенка движения, тем интенсивнее у него развивается речь.

Работа по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи, но и на психическое развитие ребенка. 

К средствам развития мелкой моторики относятся:  

1. Хорошим средством для развития мелкой моторики являются пальчиковые игры. Они способствуют развитию речи детей, умению управлять своими движениями.

Для пальчиковых игр можно использовать потешки (Сорока-белобока, кашу варила…), стишки (Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка…), песенки (Кап-кап-кап, дождик идет…).

     2. Игры с прищепками, мячиками, орешками, другим природным материалом повышают интерес детей, развивают внимание.

Например, жёлуди можно использовать для катания ладошкой по столу или между ладонями. 

3. Пирамидки. Это одни из базовых развивающих игрушек для детей. Они помогают ребенку развивать мелкую моторику, мышление, освоение новых форм и размеров. Малыши разбирают и собирают пирамидки. А чтобы он получались аккуратными, воспитатель (родитель) подсказывает детям, какое колечко большое, какое маленькое. 

4. Игры-мозаики. Они помогают развивать мелкую моторику и творческие способности ребенка.

5. Лепка из пластилина/теста также имеют большое значение в развитии ребенка. Она развивает внимание, мышление, развивает моторику кистей рук.

6. Также в группе имеется так называемый сухой бассейн, который мы наполняем различными крупами (гречка, горох, пшено), в которых спрятаны маленькие игрушки, а дети их с удовольствием ищут.

7. Игры-шнуровки также развивают мелкую моторику. Благодаря этим играм дети приобретают навык шнурования ботинок.

8. Массажные шарики «Су-Джок». Нормализуют мышечный тонус, стимулируют речевые области в коре головного мозга, развивают тактильную чувствительность.

C:\Users\minle\AppData\Local\Packages\Microsoft.Windows.Photos_8wekyb3d8bbwe\TempState\ShareServiceTempFolder\Blank 3 Grids Collage.jpeg
C:\Users\minle\AppData\Local\Packages\Microsoft.Windows.Photos_8wekyb3d8bbwe\TempState\ShareServiceTempFolder\Simple Rectangle Collage Blank.jpeg

Читайте также: