РАЗВИВАЕМ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС ДЕТЕЙ
Дети 4-5 лет затрудняются: в употреблении в речи прилагательных, которыми обозначают признаки и качества предметов, личных местоимений, предлогов (в, на, над, под, за, из-за, из-под, около, между) и наречий (рядом, близко, сбоку, слева, справа, сзади и т.п.), указывающих на расположение предметов; в выполнении интеллектуальных операций, связанных со сравнением предметов, их группировкой, классификацией; в использовании обобщающих слов (посуда, одежда, овощи, фрукты, и т.п.); в способах образования существительных (при помощи суффиксов) и глаголов (при помощи приставок), например: лимончик, выехала. Поиграйте с малышом:
«Что делает?»
Лампочка … (горит)
Корова … (мычит)
Доктор … (лечит)
«Небылица»
Бабочка плавает, а рыбка летает.
Мышка рычит, а медведь пищит.
Метла рубит, а топор подметает.
Огонь льется, а вода горит.
Гусь кудахчет, а курица гогочет.
Игра с мячом «Скажи наоборот.
Ребенок получает мяч и называет обратное действие:
Залезать – …
Вбежать – …
Скатиться –… и т.п.
«Один – много»
Мяч – много мячей.
Лягушка – много …
Машина – много …и т.п.
«Чем похожи?»
Яблоко и арбуз; кошка и собака; стол и стул.
«Где сидит птица?»
В два ряда разложены картинки (их можно нарисовать или вырезать из журналов, старых книг и т.д.). В верхнем ряду: ворона, воробей, сова, дятел, синица. В нижнем ряду: забор, трава, ветка, дерево, куст. Ребенок составляет предложения. Например:
Ворона сидит на заборе.
Дятел сидит на дереве.
Воробей сидит в траве.
Синица сидит на кусте.
Сова сидит на ветке.
«Игрушки»
Про какие игрушки можно сказать мой, моя? Придумай и назови слова, про которые можно сказать мой, моя. В эту игру можно играть где угодно: на улице, по дороге в детский сад, в поездке и т.д.
Подготовил учитель-логопед: Осипова Т.А.
.