ПРИЁМЫ МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ
Основная цель речевого развития – доведение его до нормы, определённой для каждого возрастного этапа, хотя индивидуальные различия речевого уровня детей могут быть исключительно велики. Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным и занимательным. Помочь ребёнку и педагогу призвана мнемотехника.
Мнемотехника в переводе с греческого – искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Мы сталкиваемся с этой системой ежедневно. Например, запоминая цвета радуги, количество дней в месяцах.
Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию. На начальном этапе взрослый предлагает готовый план-схему, а по мере обучения ребенок активно включается в процесс создания своей схемы.
С помощью мнемотехники легко можно решить следующие задачи:
1. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира;
2. Способствовать развитию психологической базы речи — восприятия, памяти, внимания, образного мышления;
3. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);
4. Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового;
5. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности;
6. Способствовать развитию лексико-грамматических средств языка;
7. Способствовать развитию связной речи;
8. Способствовать формированию правильного звукопроизношения;
9. Способствовать развитию мелкой моторики рук;
10. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
Основой всех мнемотаблиц является схема-модель.
Чтобы модель как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
а) чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;
б) ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью;
в) быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с ней;
г) должна быть создана атмосфера, свобода творчества, у каждого ребёнка может быть своя модель — такая, какую он себе мыслит и представляет;
д) не нужно злоупотреблять этим методом, использовать его без необходимости, когда свойства и связи предметов лежат на поверхности;
е) нужно создать такую ситуацию, в которой бы дети почувствовали необходимость создания модели, поняли, что без модели им будет трудно.
Специалисты по моделированию выделили 3 этапа:
1. Использование готового символа или модели. На этом этапе взрослый демонстрирует готовую модель или символ, дети ее рассматривают и разбирают, а затем воспроизводят информацию с опорой на эту модель.
2. Составление модели педагогом совместно с детьми.
3. Самостоятельное составление моделей.
Как любая работа строится от простого к сложному, так и мы с детьми, начиная с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам и мнемоколлажам.
Область применения мнемотехники широка. Приёмы мнемотехники использую для:
• обогащения словарного запаса;
• при обучении составлению рассказов;
• при пересказах художественной литературы
• при отгадывании и загадывании загадок;
• при заучивании стихов;