Предпосылки речевого развития
Предпосылки речевого развития
Знание предпосылок развития речи, условий ее полноценного формирования позволяет родителям и педагогам правильно организовать взаимодействие с ребенком.
К биологическим предпосылкам относят нормальное развитие центральной нервной системы, анатомическую и функциональную целостность речевого аппарата, сохранность анализаторов и их деятельность как единой функциональной системы.
Среди основных социальных предпосылок выделяют потребность эмоционального контакта ребенка с близким человеком, преобладание положительных эмоций, речевую среду, в которой развивается ребенок.
Когнитивные предпосылки включают умения анализировать, синтезировать, обобщать информацию, поступающую извне, определять успешность построения языковой системы в индивидуальном сознании ребёнка, прогнозировать, предвидеть события и ситуации, определять их причину.
В первом полугодии жизни единственными средствами общения являются экспрессивно-мимические, входящие в состав комплекса оживления. Во втором полугодии новая социальная ситуация развития меняется и поэтому начинает формироваться новое и самое главное средство человеческого общения — речь.
Хотя первый год жизни считается довербальным периодом развития, в этот период складываются очень важные условия и предпосылки овладения речью, которые во многом определяют дальнейший ход речевого развития.
Подготовка к появлению речи идет двумя путями:
1) развитие понимания речи взрослых (или развитие пассивной речи);
2) развитие предречевых вокализаций ребенка, которые предшествуют собственной активной речи.
Первый путь связан с развитием речевого слуха, второй — с отработкой речевых артикуляций. Во втором полугодии происходит дифференциация самих речевых звуков: в них выделяются два разных компонента — тембровый и тональный, которые несут разную нагрузку в понимании речи. Первичное понимание слов проявляется в умении ребенка находить взглядом называемый и прежде неоднократно показываемый предмет.
В 6-7 месяцев ребенок поворачивает голову в сторону предмета, если он находится на постоянном месте, и фиксирует его взглядом. В 7-8 месяцев младенец уже может найти названный предмет в любом месте. В этом же возрасте ребенок начинает по просьбе взрослого проделывать простые движения: на слово «ладушки», например, он хлопает в ладошки, а на слова «до свидания» — машет ручкой. К концу года младенец понимает название большинства своих игрушек и простых, знакомых действий (пить, есть, лежать, ходить и пр.). Развиваются собственные голосовые реакции ребенка, которые на первом году имеют характер предречевых вокализаций.
Несформированность или недоразвитие предпосылок какой-либо группы (или их сочетание) будет приводить к недоразвитию или нарушению речи.