НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
Человек с самого рождения существует в постоянном окружении многообразных звуков. Воспринимая их, он ориентируется в среде, общается с другими людьми, обменивается опытом игровой, учебной и трудовой деятельности. В процессе слушания ребенок получает различную информацию. Во — первых, он узнаёт о чем говорится. Во- вторых, кто говорит (понять это помогают характерные индивидуальные особенности голоса каждого человека). В-третьих, как говорят, т.е. с каким эмоциональным отношением. Смысл слов, фраз и целых сообщений передаётся в устной речи с помощью комбинации звуков. Правильное произношение звуков речи является важным условием точного понимания высказывания окружающими. В процессе восприятия детьми речи и усвоения произносительных навыков ведущая роль принадлежит слуховому анализатору, который, взаимодействуя с речедвигательным анализатором, направляет и контролирует работу речевых органов. Это взаимодействие наблюдается с самого рождения ребенка. Формирование фонематического слуха протекает в тесном взаимодействии с развитием артикуляции. Закрепление правильного звукопроизношения во многом зависит от слухового контроля. Слуховой контроль над произношением сохраняет существенное значение и после того, как оно прочно усвоено и автоматизировано. Слуховое восприятие может быть активным и целенаправленным при условии достаточной сформированности устойчивого и концентрированного внимания. Термин речевой слух обозначает способность различать в речевом потоке отдельные звуки речи, обеспечивающую понимание слов и их значений. Без речевого слуха речевое общение невозможно. Речевой слух начинает формироваться у детей при восприятии речи окружающих и при собственном проговаривании. Речевой слух представляет собой составной элемент языкового чутья. В связи с обучением чтению и письму механизм речевого слуха изменяется, так как формируется умение звукобуквенного анализа с учетом правил графики родного языка. Всё это связано с необходимостью ориентировки в морфемном составе слова и словообразования. Игра «Посидим в тишине». Взрослый называет слова, а ребенок должен поднять руку или хлопнуть в ладоши, когда услышат заданный звук. Игра «Красный или синий». Оборудование: цветные фишки: красные для обозначения гласных, синие — для обозначения согласных звуков. Взрослый произносит звуки, а ребёнок выкладывает на столе в ряд фишки соответствующего цвета. Учитель-логопед: Осипова Т.А.