МОЙ РЕБЁНОК ГОВОРИТ НЕ ВСЕ «БУКВЫ»
С такой жалобой часто приходится сталкиваться специалистам, консультирующим родителей по поводу нарушения произношения звуков у ребёнка. Специалисты разделяют понятия «звук» и «буква». Буквы мы пишем и читаем, а звуки слышим и говорим. И тогда правильнее сказать, что родителей настораживает неправильное произношение или отсутствие в речи ребёнка тех или иных звуков. В три года дети могут правильно произносить большое количество изолированных (вне слова) гласных и согласных звуков – а, у, и, о, м, п, б, т, д, н, в, ф, к, г, х.
При этом многие дети ещё недостаточно правильно произносят многие слова, их речь не всегда понятна окружающим. Наиболее характерной чертой речи ребёнка этого возраста является её смягченность – ребёнок произносит «лёзетька» – вместо «ложечка», «нёська» – вместо «ножка». Кроме того, ребёнок заменяет в словах «трудные» для произнесения звуки более «лёгкими». Такие ошибки и замены произнесения звуков специалисты называют физиологическими, то есть проходящими, свойственными всем детям раннего возраста, а нарушение произношения у ребёнка раннего возраста – физиологическим косноязычием.
Наиболее характерными показателями такого косноязычия являются:
- отсутствие в речи шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ или замены их другими звуками («лосядка» – «лошадка», «косетька» – «кошечка»);
- отсутствие звука «Р» («каова» – «корова», «от» – «рот»), или замены звука «Р» на звуки «Л», «ЛЬ», «В», «Й» («лак» – «рак», «лямаска» – «ромашка», «вак» – «рак», «йыба» – «рыба»).
- нарушение произнесения звука «Л», его смягчение («кальбаса» –«колбаса»), замена звука «Л» на звук «Й» («туй» – « стул»).
- замены звуков «К» и «Г» на звуки «Т» и «Д» («тапля» – «капля», «дусь» – «гусь»).
- замены звонких звуков глухими («сайка» – «зайка»).
Особенности произношения детей младшего возраста зависят от структуры слов – один и тот же звук в словах разной «сложности» ребёнок произносит неодинаково. Чем сложнее структура слова, тем больше вероятность того, что ребёнок исказит произносимый звук (например, «протокваша» — вместо простокваша). В «лёгких» словах, где этот звук находится в сочетании с гласными, он произнесет его верно («лиса», «Соня»). Объясняется это тем, что детям трудно дается произнесение 2-3 рядом стоящих согласных звуков. Если один из звуков, стоящих в таком сочетании «освоен» ребёнком недостаточно, он либо выпускается, либо произносится искаженно.
Кроме пропуска «трудных» звуков ребёнок может сокращать длинные, незнакомые слова, пропуская один или несколько слогов («ампитура» – «температура», «кавотка» – «сковородка», менять местами звуки или слоги, «пыселос» – «пылесос», «чедоман» – «чемодан». Однако при нормальном развитии речи ребёнка к 4-5 годам большинство из перечисленных нарушений либо исчезает полностью, либо их число значительно уменьшается.
Наряду с физиологическими искажениями или заменами звуков, у ребёнка раннего возраста может выявляться неправильное, ненормативное произнесение ряда звуков. Например, межзубное произнесение свистящих звуков (с,з), когда родители могут заметить, что кончик языка ребёнка при произнесении звука находится между зубами. Такое произнесение является неправильным в любом возрасте и без помощи логопеда не проходит самостоятельно. Для исправления этого нарушения не нужно ждать, пока ребёнку исполнится пять лет. Необходимо начинать занятия по исправлению произношения, как только установлено нарушение.