Логические блоки Дьенеша

Логические блоки Дьенеша

Когда ребенку что-то долго объясняют,  внимание рассеивается и теряется интерес. Поэтому «процесс обучения не должен быть скучным», считал венгерский психолог и математик Золтан Дьенеш. Он создал собственную методику и дидактический материал — «Логические блоки Дьенеша». В ее основе принцип увлекательной игры, которая позволяет малышу учиться думать без помощи и подсказок взрослых, фантазировать и воображать. 

C:\Users\User\Desktop\1.PNG

Рекомендуется разделить работу с блоками три ступени:

  1. Свободная игра. (отсутствие всяких правил,  их придумывает сам ребенок. Это позволяет соприкоснуться впервые с математикой и геометрией)
  2. Игра по правилам. Здесь необходимо, чтобы воспитатели, педагоги или родители объяснили ребенку, что от него требуется. Например, «повтори картинку» — выложить из имеющихся фигур представленное на карточке изображение.
  3. Математические игры дают дошкольникам возможность окунуться в мир чисел, учат пользоваться элементами в решении первых арифметических задач.

Рассмотрим некоторые варианты игр с логическими блоками Дьенеша:

  • Очень полезным занятием для маленьких ребят станет простое распределение фигур по разным группам, например по цвету. Сложнее для них будет выполнить группировку по размеру элементов и еще сложнее – по форме. 
  • «Найди такой же» – очень занимательная игра. Среди всех фигур надо найти ту, что показывают. Можно отметить, что искать надо одинаковые по форме фигуры, но разных цветов или разные фигуры, но одного цвета.
  • Конструирование. Малыши 3-3,5 лет с большим интересом увлекаются этой игрой. Она позволяет развивать творческие задатки и фантазию. Из предметов набора Дьенеша ребенку предлагается что-либо сконструировать, например домик, какую-то мебель, лестницу и т. п. Вначале ребенку дают возможность использовать готовую схему. Затем усложняют задачу и предлагают либо вспомнить увиденную ранее схему, либо включить воображение. И тот и другой прием принесет пользу и поможет приобрести важные навыки и умения.
  • «Второй ряд». Несколько фигур выкладываем  в определенной последовательности, например треугольники двух цветов. Пусть малыш попробует догадаться, какая фигура должна следовать дальше. При правильном решении он должен встроить в ряд треугольник третьего цвета. При другом варианте можно создать иную последовательность, например ряд одноцветных фигур. Пусть маленький исследователь догадается, что рядом надо поставить фигуры такого же цвета. C:\Users\User\Desktop\1653544236812.jpg
  • «Что изменилось?» Такое математическое упражнение позволяет улучшить память и помочь развитию мышления ребенка в интересной форме. Надо выложить какую-либо последовательность из элементов Дьенеша. Пусть ребенок попробует ее запомнить. По одному сценарию игры нужно убрать одну из деталей, а испытуемый должен догадаться, какую именно деталь убрали, и положить ее обратно. Другой вариант предполагает замену одного элемента. Игроку надо разгадать произошедшую перемену и воспроизвести изначальную картину.
  • «Магазин». Подготовьте магазин с товарами, которыми могут быть любые предметы, например игрушки ребенка или что-то вкусненькое. Функцию денег должны выполнять фигуры из набора Дьенеша. У каждого товара своя стоимость. Малыш должен понять, что он сможет себе позволить купить исходя из количества данных ему фигур-денег. Постепенно задача становится труднее. Например, пусть заяц стоит уже не один квадрат, а большой желтый квадрат либо два маленьких квадрата красного и синего цветов. Гораздо интереснее играть, когда ребят несколько.
  • «Покормим животных». Прекрасный способ научиться распределению элементов по группам. Можно создать импровизированный зоопарк из игрушечных зверей, например, рассадив их на столе, и сказать ребенку, что ему надо их покормить. Пища – это элементы из комплекта Дьенеша. Все животные любят кушать свою еду (например, мишка питается только синими фигурками). Ребятам предлагается накормить всех зверей соответственно их предпочтениям. Затем можно усложнять игру. Например, мишка хочет кушать только синие треугольники.
C:\Users\User\Desktop\1653544236803.jpg
  • Игры с альбомами. Их можно купить в специализированных магазинах или скачать из интернета. Представляют собой цветные картинки с изображением разных предметов (цветов, зверей, машин, геометрических фигур). Задача малыша разобраться, какой именно элемент из комплекта надо приложить к рисункам (например, треугольник – это крыша домика), также надо верно подобрать цвет и размер, в итоге правильно наслоить элементы друг на друга соответственно предлагаемым аналогичным элементам изображения.
  • «Заселяем в домик». Это упражнение предназначено для детей старшей подготовительной группы детского сада. Для его выполнения надо схематично нарисовать дом с несколькими комнатами, в которых «живут» фигуры (их тоже рисуем в комнатах). 
C:\Users\User\Desktop\блоки дьенеша\1653544236839.jpg

На самом деле вариантов развивающих игр с этими блоками можно придумать огромное множество. А польза от таких занятий неоспорима. 

Логические блоки Дьенеша: улучшают память, внимание и концентрацию, способствуют формированию аналитического и логического ума, совершенствуют фантазию и воображение. При помощи этого  дидактического пособия можно работать над развитием речи, дает возможность проявить самостоятельность и учит не останавливаться, достигая поставленной цели.

Репортаж подготовил педагог-психолог МАДОУ д/с№183

Читайте также: