Консультация «Составление и решение задач по математике в подготовительной группе»
Консультация «Составление и решение задач по математике в подготовительной группе»
В детском саду одной из задач математической работы является подготовка детей к решению задач в школе. Дети учатся складывать и вычитать, составляя и решая арифметические задачи. Эта работа позволяет понять смысл арифметических действий и к ним прибегать сознательно, устанавливать между величинами взаимосвязи.
В подготовительной группе дети решают простые задачи с предметами в одно действие. Это задачи на нахождение остатка и суммы.
На первом этапе дети учатся составлять задачи. Взрослый помогает им осознать, что в содержании задач находит отражение окружающая жизнь.
Они усваивают структуру задачи: условие, вопрос и осознают значение числовых данных. Также, они учатся решать задачи, выбирать и формулировать действие сложения или вычитания, вникать в смысл того, к каким количественным изменениям проводят практические действия с предметами, о которых говорится в задаче (меньше или больше осталось или стало).
На втором этапе дети учатся не только обоснованно выбирать действие сложения или вычитания, но и правильно пользоваться приемами присчитывания и отсчитывания.
Для того, чтобы дети научились выделять числовые данные задачи, практические действия и понимать смысл количественных изменений, к которым они приводят, необходима предметная наглядность. Воспитатель на первом занятий дает детям общее представление о задаче, учит практически составлять условие и ставить вопрос к ней. Основное внимание уделяют пониманию детьми смысла количественных изменений, к которым приводят действия с предметами. Соединили 2 группы предметов: к одной группе добавили другую – становится больше предметов чем было. Отделили столько-то предметов, убавили – предметов стало меньше, чем было.
Первые 1-2 задачи составляет воспитатель, описывая в них те действия, которые дети выполнили по его указанию:
«Ваня положил на тарелку 3 банана и 1 яблоко. Сколько всего фруктов положил Ваня?» Важно привлечь внимание детей к количественным отношениям между числовыми данными задачи: Сколько бананов Ваня положил на тарелку? Сколько яблок положил Ваня? Больше или меньше стало фруктов после того, как Ваня положил яблоко? Сколько всего фруктов положил Ваня?
Воспитатель говорит, что я составила задачу, а вы ее решили. Теперь мы будем учиться составлять и решать задачи. Вспоминают задачу, которую только что решили.
Решив задачу, вы правильно ответили на вопрос. Важно отметить, что необходимо на вопрос задачи давать точный, развернутый ответ. Если ребенок упускает что-либо, например, говорит лишь о количестве предметов (4 фрукта, воспитатель замечает, что непонятно, о каких фруктах идет речь, кто их положил, куда положил. Полезно давать задания одновременно всем детям, предлагать придумать задачу о том, что они сделали: «На верхнюю полоску положите 5 кружков, а на нижнюю 1 кружок». Расскажите о том, что вы сделали. Это то, что мы знаем. А что надо узнать? Какой вопрос надо задать? На первых двух занятиях дети должны научиться элементарно анализировать задачи.
Со структурой задачи дети знакомятся на 2 или 3 занятии: они узнают, что в задаче есть условие и вопрос, особо подчеркивается наличие в условии задачи не менее 2 чисел. Воспитатель предлагает показать все то, о чем он будет говорить. Слева на карточку положили 6 флажков, а справа- 1 флажок. Сколько всего флажков положили на карточку? Составили задачу. Давайте повторим задачу и отделим то, что мы знаем, от того, что не знаем. Что мы знаем? 6 флажков лежат слева и 1 флажок справа. Это мы знаем. Это условие задачи. Что же в задаче спрашивается? Сколько всего флажков на карточке? Этого не знаем. Это то, что надо узнать. Это вопрос задачи. В каждой задаче есть условие и вопрос. Повторим нашу задачу.
Так составляется 2-3 задачи. Каждый раз воспитатель предлагает одному ребенку повторить условие задачи, другой ставит вопрос, третий дает ответ на вопрос задачи. Каждый раз уточняют из каких двух частей состоит задача, и вопрос задачи начинается с вопроса «Сколько?».
После того, как дети научатся составлять задачи без наглядного материала, для закрепления знаний о структуре задачи полезно сравнить ее с рассказом-загадкой. Можно использовать задачи-драматизации, задачи-иллюстрации и устные задачи, которые дети решают без опоры на наглядный материал.