Консультация для родителей
«Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста»
«Детская книга при всей её внешней простоватости –
Вещь исключительно тонкая и не поверхностная.
Лишь гениальному взгляду ребенка,
Лишь мудрому терпению взрослого доступны её вершины.
Удивительное искусство – детская книжка!»
Л. Токмаков.
Художественная литература играет большую роль в речевом развитии детей. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком родного языка, становления всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка к овладению связной речью. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям обогащать свою речь сравнениями, метафорами, эпитетами и другими средствами образной выразительности. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов: мышления, воображения, памяти, внимания, восприятия.
По словам В. А. Сухомлинского: «Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий родитель находит путь к сердцу ребенка».
Чтение детям вслух вызывает у них бурные эмоции, оно уносит ребенка прямо в сказку, у него начинает работать воображение. Процесс формирования правильного звукопроизношения у детей начинается с младшего дошкольного возраста. Развитию точной артикуляции помогает воспитание у детей привычки смотреть во время речи на собеседника и таким образом следить за движением губ, языка. Ведущая роль принадлежит чтецу, нельзя монотонно произносить текст, его нужно обыгрывать, не торопиться, создавать голосом образы героев. Читать ярко и выразительно, соблюдать ритм, следить за реакцией ребенка. Речь должна служить образцом для подражания, быть фонетически правильно оформленной, эмоционально окрашенной.
Очень важно, чтобы книги, с которыми знакомят детей, были доступны не только по тематике, содержанию, но и по форме изложения.
Необходимо подбирать хорошие детские книги, пусть они будут как можно более разнообразны по жанру, стилю и сюжетам. В дошкольном возрасте ребёнок уже в состоянии представить себе практически любую деталь, и ему не потребуются для этого картинки. Они хорошо фантазируют и составляют интересные рассказы.
Таким образом, художественная литература имеет огромное значение в развитии всех сторон речи детей дошкольного возраста и стимулирует их интеллектуальное развитие.
Основная роль в приобщении детей к чтению принадлежит, прежде всего, семье и родителям ребенка. Чтобы привить своему ребенку интерес к книгам, необходимо соблюдать ряд несложных, но очень важных правил:
1. В первую очередь необходимо тщательно подойти к выбору подходящей для детского чтения книги:
- Размер книги должен быть не очень большим или маленьким, чтобы ребенку удобно было и самому полистать книгу и рассмотреть картинки.
- Страницы книги должны быть из плотной, качественной бумаги, белого или бежевого оттенка, что является наиболее комфортным для зрения.
- Переплёт в книге может быть твёрдым или мягким, с хорошо прошитыми страницами.
- Книга должна соответствовать требованиям экологической безопасности, она не должна сильно пахнуть типографской краской, не должна оставлять отпечатки краски на руках, что может привести к возникновению аллергии.
- Иллюстрации книги должны содержать яркие, красивые, реалистичные картинки и рисунки, чтобы привлечь и удерживать внимание ребенка к развивающемуся сюжету.
- Содержание книги должно соответствовать интересам и потребностям ребенка, его возрастным особенностям.
- Изложение текста должно быть увлекательным и доступным для понимания детей.
- Оформите дома книжную полку с детскими книгами – яркими, красивыми и очень интересными. По возможности, пополняйте её новыми книгами, покупайте и дарите их ребенку на разные праздники. Сначала вы сами будете брать оттуда книги и читать детям. С возрастом ребенок обязательно проявит интерес к ним, будет листать и рассматривать их, а затем и читать самостоятельно.
- Приучайте ребенка к художественной литературе с самого раннего возраста. Даже дети первого года жизни с удовольствием слушают произведения литературы, особенно в стихотворной форме. Пусть они не в состоянии воспринять в этом возрасте смысл прочитанного, но они получают бесценный опыт живого общения со взрослым, учатся воспринимать и различать звуки, ритмическую структуру нашей речи, различные интонации в голосе своей мамы. Подрастая, дети начинают понимать и смысл стихов и сказок, развивается их слуховое внимание и память, фантазия и словесно-логическое мышление.
- Читайте ребенку всегда, когда есть возможность – в очереди в поликлинике, после прогулки, перед обедом, в самолете или поезде. Введите обязательный ритуал чтения перед сном. Каждый вечер, когда ребенок не очень хочет ложиться спать, почитайте ему интересную сказку или рассказ. Это успокоит ребенка и поможет ему быстрее уснуть.
- По возможности, никогда не отказывайте, если ребенок просит почитать ему книгу. Даже если у вас совсем нет времени, хотя бы одну страничку в день.
- Не бойтесь читать детям длинные произведения, по одной или несколько главе в день, это развивает память и внимательность, поддерживает их познавательный интерес.
- Обсуждайте с ребенком прочитанные произведения – что ему понравилось и запомнилось, почему так, а не иначе поступил герой, чему учит эта книга. Попросите нарисовать иллюстрацию.
- Подавайте ребенку образец собственным примером – введите привычку читать книги, обсуждать их с другими членами семьи, обмениваться книгами со своими друзьями.
- Очень интересным и полезным для всех досугом будет семейных поход в библиотеку. Ребенок может в детском зале выбрать ту книгу, которую он хочет послушать, а в будущем и самостоятельно почитать.
- Приучайте ребенка бережно относиться к книге: не заворачивать страницы, не рисовать в ней, не рвать листочки, не разбрасывать книги на полу, не брать их грязными руками, своевременно чинить порванную книгу.
Соблюдая эти несложные правила, вы обязательно заинтересуете своего ребенка чтением книг и сформируете в нем будущего читателя.