Консультация для родителей.
“Для чего нужна пальчиковая гимнастика и как правильно ей заниматься.”
В нашей группе третья часть детей имеют нарушения речевого развития, поэтому я предложила для родителей консультацию “Для чего нужна пальчиковая гимнастика”. Подобрала картотеку пальчиковых игр. “Движение руки всегда тесно связанно с речью и способствует её развитию.”- В.М.Бехтерев.
Нарушение речевого и двигательного развития- наиболее распространённые отклонения в формировании у ребёнка высшей психологической деятельности. Раннее выявление и коррекция различных нарушений в развитии речи и двигательных навыков ребёнка позволяет не только скорректировать уже имеющиеся отклонения, но и предупредить появление дальнейших, достичь более высокого уровня развития. Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, т.к оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребёнка. Тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.
ЧТО ЖЕ ПРОИСХОДИТ, КОГДА РЕБЁНОК ЗАНИМАЕТСЯ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКОЙ?
1.Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Ребёнок учится концентрировать своё внимание и правильно её распределять.
3. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышает речевую активность ребёнка.
4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихами, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усиливается контроль за выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребёнка, т.к он учится запоминать определённые движения рук и последовательность движений.
6. У ребёнка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он может “рассказывать руками” целые истории.
7. В результате освоения всех упражнений, кисти рук и пальцев приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
ВСЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЕЛЯТСЯ НА ТРИ ГРУППЫ:
1 группа: Упражнения для кистей рук.
-развивают подражательную способность.
-учат напрягать и расслаблять мышцы.
-развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время.
-учат переключаться с одного движения на другое.
2 группа: Упражнения для пальцев условно-статические:
-совершенствуют ранее полученные навыки на более высоком уровне и требуют точных движений.
3 группа: Упражнения для пальцев динамические.
-развивают точную координацию движений.
-учат сгибать и разгибать пальцы рук.
-учат противопоставлять большой палец остальным.
Упражнения будут полезны не только детям с задержкой развития, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.
Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Заниматься надо ежедневно около 5-10 минут.
КАК ПРАВИЛЬНО ВЫПОЛНЯТЬ ПАЛЬЧИКОВУЮ ГИМНАСТИКУ.
Сначала упражнения выполняются медленно, надо, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев, и правильно переключался с одного движения на другое.
-упражнения отрабатываются сначала одной рукой , после этого- двумя одновременно.
-сначала рекомендуется использовать зрительный образ (рисунок, картину) и объяснить, как должно выполняться упражнение.
В группе большая картотека пальчиковых игр, поэтому, кто заинтересовался этой консультацией, может ей воспользоваться.