Консультация для родителей * Трудовое воспитание детей раннего возраста*.
Трудовое воспитание занимает одно из центральных мест в общем процессе воспитания детей. Трудовая деятельность в детском возрасте помогает формировать из ребёнка социально-адаптированную и полностью самостоятельную личность, понимающую, что труд жизненно необходимое средство существования и нравственная потребность человека.
Основные задачи трудового воспитания детей:
-Ознакомление с трудом взрослых.
-Воспитание уважения к труду.
-Воспитание интереса к труду.
— Обучение простейшим трудовым навыкам и умениям.
— Воспитание самостоятельности и трудолюбия.
— Обучение труду в коллективе и на благо коллектива.
Эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома.
С какого возраста начинать трудовое воспитание?
С раннего возраста, у детей формируют навыки труда, направленные на удовлетворение личных потребностей, они связаны с процессами одевания, раздевания, приёма пищи и с соблюдением элементарных навыков личной гигиены. В совместной с взрослыми деятельностью детей знакомят с новыми трудовыми операциями: расставить посуду, протереть стол, убрать игрушки. На прогулке дети могут помочь взрослому подмести дорожки и скамейки, почистить лопаткой снег, собрать листья в кучу. В уголке природы вместе с взрослым поливают цветы, кормят пернатых любимцев на участке детского сада.
Обучая маленьких детей навыкам самообслуживания, важно сохранить их стремление к самостоятельности, которое является великим достижением ребёнка этого возраста, важнейшим фактором формирования трудолюбия. От взрослого требуется огромное терпение и педагогический такт, чтобы не погасить детскую инициативу.
Хозяйственно-бытовой труд детей этого возраста сводится к выполнению простейших поручений, но этот труд следует всячески поощрять, поскольку эти действия предшествуют зарождению навыков коллективного труда. Необходимо, чтобы труд был посильным для детей. Однако уже в этом возрасте они должны почувствовать, что всякий труд связан с преодолением трудностей. Уход за животными и растениями родители должны выполнять в присутствии детей, поясняя свои действия и вызывая у детей желание помогать им. Важно формировать у детей желание помогать, заботиться о животных и растительном мире.
Как правильно построить трудовое воспитание?
Правильная организация трудового воспитания детей предусматривает соблюдение нескольких несложных правил.
Всё в меру:
Это означает, что ребёнка нельзя заставлять трудиться насильно и нагружать непосильной для его возраста работой.
Каждой трудности -по разу:
Чтобы процесс трудового воспитания не был монотонным, обыденным и скучным необходимо дать ребёнку возможность попробовать свои силы в различных сферах деятельности. Помимо того, что это сделает процесс приобщения к труду интересным и ярким, это также позволит выявить индивидуальные способности и склонности ребёнка.
Сформируйте конечную цель:
Для успешного освоения любого навыка необходима определённая мотивация. Чтобы пробудить желание ребёнка к труду, следует детально обрисовать ему результаты работы.
Разбудить интерес:
Кроме мотивации для освоения трудовых навыков необходимы такие качества, как внимание, упорство, настойчивость. Именно этих качеств часто не достаёт большинству детей. Чтобы справиться с данными возрастными трудностями следует внести в трудовой процесс какой -то *интерес*, *изюминку*. Для этого достаточно включить в работу игровой момент.
Не наказывайте работой:
Ни в коем случае не следует наказывать детей. Труд должен приносить удовлетворение и радость, а не вызывать страх и обречённость.
Что даёт трудовое воспитание?
Дети, получившие правильное трудовое воспитание уважают труд других людей, знают цену трудовых усилий и всегда обратят внимание на человека,
нуждающегося в помощи.
Уважаемые родители! Помните, что только труд поможет детям вырасти самостоятельными, дисциплинированными, ответственными членами общества. Успехов вам в воспитании ваших детей!