«Конструирование в жизни ребенка»

Консультация для родителей

«Конструирование в жизни ребенка»

Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то целого.  Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный неповторимый мир. Приглядитесь повнимательней к своему играющему ребенку — его игрушки не могут «жить» без домов, комнат, предметов мебели. Поэтому даже если у него нет конструктора, ребенок создает игровое пространство из того, что есть под рукой: мебели, диванных подушек, коробок, а также разнообразного природного материала.

Так что же такое конструирование — пустое развлечение или полезная, развивающая деятельность?

Конструктивная деятельность, несомненно, важна в развитии психических процессов и умственных способностей ребенка.  В процессе конструирования ребенок легко усваивает многие знания, умения и навыки.

  1. Во-первых, развиваются пространственное мышление и конструктивные способности ребенка. Ребёнок на практике не только познает такие понятия как: право, лево, выше,  ниже, но и начинает понимать, как надо создать тот или иной объект.
  2. Конструирование также способствует развитию образного мышления: ведь ребенок, создавая конструкцию,  должен ориентироваться на некоторый образ того, что получится.
  3. Поскольку конструкторская деятельность предполагает анализ постройки,  описание пространственного расположения  отдельных деталей, планирование своих действий, и отчета  о проделанных действиях — развивается  также и речь ребенка, расширяется его словарный запас.
  4. Работая с конструктором, ребёнок развивает мелкую моторику, глазомер. Все это крайне важно для дальнейшего развития мышления.
  5. К тому же данный вид деятельности формирует такие качества как усидчивость, внимательность, самостоятельность, организованность (умение планировать свою деятельность, и доводить начатое дело до конца).
  6. А самое главное конструирование предоставляет большие возможности для  фантазии, воображения  и позволяет ребенку чувствовать себя творцом.

Игры с конструктором полезны всем девочкам и мальчикам, совсем маленьким детишкам и школьникам.  К 5  годам конструирование приобретает для ребенка новый смысл. В этом возрасте оно тесно связывается с сюжетными играми,  поэтому,   дополнительно к набору строительных деталей, подберите  игрушки  соответствующие размеру деталей, машинки, куколки, животных. Это позволит ребенку обыгрывать постройки, да и строить для кого-то, ему будет гораздо интересней.                                                      

  Пользуясь игровыми приемами можно побуждать ребенка изменять привычные постройки по предложенным условиям.  Например, кукла «подросла», и ей нужен домик побольше; по мосту ездит очень много машин; как сделать его шире  река «разлилась», и мост необходимо переделать, сделать его длинней и т.п.  

Ребенку  старшего дошкольного возраста  стоит приобрести    деревянный строительный  набор,  состоящий из множества  деталей разнообразной формы: конусов, цилиндров, брусков и т.п. Данный вид конструктора  до сих пор не утратил своей актуальности. Благодаря простоте и разнообразным возможностям он интересен детям на протяжении всего дошкольного возраста.

Не стоит давать ребенку сразу все детали, лучше добавлять  их в игру постепенно. Знакомя ребенка с деталями конструктора, помните, что у некоторых деталей есть и «взрослые и «детские»  названия например цилиндр и труба, треугольная призма и крыша.

К старшему дошкольному  возрасту конструирование становится самостоятельной деятельностью и интересно ребенку уже само по себе, как возможность создания чего-либо.  Постройки детей становятся более сложными и интересными, в них используется большее количество разнообразных строительных деталей. Зачастую они превращаются в сюжетные композиции (города, автозаправочные станции, сказочные королевства, зоопарк).  Созерцание готового результата собственных усилий вызывает у ребенка радость, эстетическое удовольствие и чувство уверенности в своих силах. Поэтому не разрушайте построек и не заставляйте детей каждый раз после игры непременно убирать все на место!!! Такие постройки ребенок может обыгрывать в течение нескольких дней.

 К этому возрасту у детей уже накоплен достаточный опыт в познании окружающей действительности, они способны дать элементарную эстетическую оценку различным архитектурным сооружениям. Очень важно поддерживать интерес ребенка к конструированию, обогащать его опыт,  привлекать внимание детей  к архитектурным и художественным достоинствам различных  сооружений  (церкви, театры, мосты,  башни, маяки).                                                                                

«Какой конструктор лучше?»

Все ли конструкторы одинаково полезны? Этот вопрос задают многие родители при выборе конструктора для своего ребенка. Но из-за множества представленных в магазинах конструкторов сложно выбрать нужный набор. Одни из них решают все поставленные задачи, другие – только часть, так как могут не подходить по возрасту. Поэтому возникает закономерный вопрос: как правильно выбрать конструктор для ребенка?

Первое, на что стоит обратить внимание при выборе набора – упаковка. Она должна заинтересовать малыша, а также быть прочной, поскольку в ней удобно хранить как отдельные детали, так и собранные конструкции. Сочетание цветов в наборе также играет важную роль, так как оно оказывает влияние на творческое, психологическое и интеллектуальное развитие ребенка. Чтобы собранная поделка не была пестрой, конструкторский набор, с небольшим количеством деталей, должен быть окрашен всего лишь в два-три цвета. А еще лучше, если цвет разных деталей будет переходить друг в друга, тем самым развивая у ребенка чувство гармонии. Необходимо уточнить наличие сертификата качества – зачастую в дешёвых вариантах он отсутствует, а срок их службы не превышает 3-х лет.

Виды конструкторов

  • Первый конструктор, который берет в руки ребенок – это обычные кубики. Они бывают мягкими, пластмассовыми, деревянными, резиновыми.
  • В строительные наборы помимо кубиков входят другие фигуры: арки, конусы, цилиндры. Из таких конструкторов легко построить сооружения посложнее, чем из простых кубиков. Чаще всего сделаны из дерева или пластмассы и безопасны для детей любого возраста.
  • Фигурки-вкладыши – тоже своеобразный вид конструктора. Такие игрушки подойдут для любого возраста и помогут развить пространственное мышление малыша.
  • Мягкие конструкторы сделаны из изолона, ими невозможно пораниться, собирать фигурки из таких деталей легко, а потому мягкие конструкторы подходят для любого возраста.
  • С блочными конструкторами легко проявить фантазию и построить самые разнообразные конструкции. Для детей помладше подойдут блоки крупнее, старшие ребята могут делать сложные конструкции из деталей поменьше.
  • Тематические наборы – это, в некотором роде, разновидность блочных конструкторов, только помимо собственно блоков в набор входят дополнительные детали, позволяющие построить определенное сооружение. Например, в наборе «Ферма» могут быть маленькие фигуры животных, а в «Сказочном замке» — башни и крепостные мосты.
  • Болтовые конструкторы собирать не просто, их рекомендуется давать детям старше 4 лет. Детали в них скрепляются специальными болтиками.
  • Детали магнитных конструкторов (палочки) соединяются между собой с помощью магнитных шариков. Давать такие наборы детям до 3 лет не рекомендуется, потому что они содержат мелкие детали.
  • Контурные конструкторы состоят из трубочек, которые легко сгибаются и принимают любую форму. Их рекомендуется покупать для детей от 6 лет.
  • Электронные конструкторы подойдут уже для детей от 7 лет.

Если раньше внимание ребенка привлекали яркие цвета, разные декоративные элементы, то в старшем дошкольном возрасте его больше интересует возможность мастерить что-то своими руками. Ему интересно самостоятельно придумывать конструкции, по-новому комбинировать детали и создавать множество вариантов сборки одного и того же конструктора. Происходит эта перемена благодаря окончательно сформированной мелкой моторике рук и развитию у ребенка пространственно-логического мышления. Еще год назад Ваш малыш учился закручивать пластмассовые гайки и болтики – а теперь ему под силу собрать модель из металлических деталей или управлять моделью на радиоуправлении.

Детский конструктор – практически универсальная развивающая игрушка! В раннем детстве он улучшает сенсомоторику малыша, позже совершенствует его логику, комбинаторику и пространственное мышление, обогащает фантазию. Ребят постарше конструкторы учат работать руками и обращаться с инструментами. Для каждого ребенка можно из огромного ассортимента подобрать нужный набор, который справится с поставленными задачами.

Источники: https://t-v-pushina.edumsko.ru/folders/post/189814

http://doshkolnik.ru/konstruirovanie/23959-konsultaciya-dlya-roditeleiy-kakoiy-konstruktor-luchshe.html

Читайте также: