КАКИЕ ИГРУШКИ НЕОБХОДИМЫ ДЕТЯМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Развивающие игрушки для детей стимулируют у ребенка желание говорить.
☝Но не каждая развивающая игрушка является таковой в действительности.
🌀Игрушки для развития речи малышей до 1 года
✅ Пирамидка (с 6 месяцев)
В правильной пирамидке должно быть не больше 5 колечек. Стержень пирамидки должен иметь одинаковую толщину по всей длине. Размер дырочек во всех кольцах должен быть одинаковым. У пирамидки должно быть устойчивое основание.
Для детей старше года все кольца пирамидки должны иметь один цвет.
При помощи пирамидки малыш будет развивать моторику, оказывающую огромное влияние на речевое развитие. Освоит понятия «большой − маленький». Кроме этого, освоит сортировку, начальные навыки сравнения, счета, познакомится с основными цветами.
✅ Мячи (с 6 месяцев)
Желательно разнообразие размеров, цветов и свойств (гладкие и пупырчатые, жесткие и мягкие, тяжелые и легкие).
Мячи отлично подходят для физического развития ребенка.
Помимо этого, они прекрасно способствуют развитию мышления. При их помощи можно учить малыша сравнивать, классифицировать, изучать цвета, размеры, отрабатывать словарь глаголов (лови, кидай, кати, пинай, дай и т.д).
✅ Кубики (с 7 месяцев)
Набор должен состоять из разных форм: куб, кирпичик, призмы, цилиндры. Эти детали – хороший материал для развития мышления, воображения, фантазии.
Ребенок постарше может строить целые города и сочинять истории о них, что является прекрасным пособием для формирования связной речи.
При помощи набора кубиков можно знакомиться с математикой: изучать счет, формы, величину.
✅ Машинка на веревочке (с 7 месяцев)
При простом притягивании игрушки за веревочку у ребенка впервые появляется вывод о причинно-следственных связях.
В возрасте 8 месяцев нужен самосвал − кроха крутит колеса, учится управлять машинкой, объезжать препятствия, возить в кузове различные предметы и выгружать их, катать любимые игрушки. Таким образом, у ребенка формируются пространственные представления, отрабатываются предлоги и приставки.
✅ Кукла (с 8 месяцев)
Обычная кукла необходима всем детям вне зависимости от пола. Так как она является проекцией человека в игрушечном мире.
На кукле малыш учится показывать и называть части тела, с ней можно обыгрывать различные режимные моменты и бытовые ситуации. Так малыш впервые осознает свое место в окружающем мире, развивается личность.
В игре с куклой можно наращивать словарь существительных на различные темы, учить глаголы, изучать части тела, предметы одежды.
🌀 Игрушки для развития речи детей после 1 года
✅ Матрешка
По своему назначению матрешка похожа на пирамидку, но на более сложном уровне. Простые манипуляции с матрешкой доступны даже малышу. Она помогает в освоении порядковых числительных, сравнительных форм прилагательных, предлогов.
✅ Музыкальные инструменты (ксилофон, барабан, бубен)
Инструменты необходимы для развития чувства ритма. Отстукивание ритма, выполнение движений под заданный ритм играет важную роль в формировании речевых процессов, в частности, фонематического слуха.
✅ Сортер
С его помощью ребенок учится соотносить объемные фигуры по форме и размеру с их плоскостным изображением.
Развивается логика, зрительная память, мышление, мелкая моторика.
Первый сортер должен иметь не больше трех отверстий простых форм. Если их слишком много, малышу трудно выполнить задание, он не получает удовлетворения от игры. Когда ребенок научится справляться с простым сортером, можно увеличить количество отверстий и разнообразие форм.
✅ Рамки-вкладыши
Желательно, чтобы элементы были одного цвета и ровно вставлялись на свои места. Ребенок будет узнавать фигуры по контурам.
При выборе вкладышей нужно обратить внимание на то, чтобы нельзя было неправильно вставить фигуру. Когда ребенок сможет верно определять место вкладыша в рамке, можно попробовать вставлять фигурки с закрытыми глазами, тем самым развивая тактильные ощущения, образное мышление, координацию.
Происходит развитие речи: ребенок сначала понимает, а затем произносит самостоятельно, кто или что перед ним, какие у него свойства, какие действия может осуществить этот предмет или объект.
✅ Посуда
В играх с детской посудой отлично задействована мелкая моторика рук, активно развиваются сенсорные ощущения. Такая игра способствует формированию логических операций, закладывает навык простейших арифметических операций.
✅ Фигурки животных и людей
Они позволяют воспроизвести в игре реальный мир. Ребенок создает игровой мир и заполняет его персонажами.
Это не только игра, фигурки − идеальное пособие для развития. Называем персонажей, рассказываем о них истории. Называя части тела животных, можно отрабатывать притяжательные прилагательные, составлять рассказы-описания. Можно классифицировать животных по способу передвижения, среде обитания, внешнему виду.
При имитации реальных действий формируется связная речь, развивается мышление, воображение, фантазия.