Игры и упражнения по дифференциации твердых и мягких звуков
Игры и упражнения по дифференциации твердых и мягких звуков
1) Игра «Камень — подушка».
Проведение игры. Взрослый просит детей вспомнить согласные звуки. Затем говорит, что некоторые согласные звуки можно произнести твердо, например: «м», «н», «п»; а можно – мягко, например: «мь», «нь», «пь».
Затем говорит, что есть согласные, которые всегда звучат твердо. Это – «ц», «ш», «ж». А некоторые — всегда мягко: «ч», «щ», «й».
«Твердые согласные звуки очень твердые, как камень, а мягкие согласные звуки очень мягкие, как подушка». Взрослый показывает камень и подушку. А потом просит послушать, как звучат согласные звуки и показать камень (сжатый кулак) или подушку (две ладошки под головой, склоненной набок).
2) Игра «Две страны».
Оборудование. Квадратики синего и зеленого цвета.
Проведение игры. Ребенок вспоминает согласные звуки, называет и определяет – это твердый звук или мягкий. Ребенок выкладывает на стол соответствующую карточку. Синюю, если звук твердый. Зеленую, если звук мягкий.
3) Игра «Переезд».
Оборудование. Две картинки с изображением двух стран: одна синего цвета. Другая – зеленого цвета. Картинка машинки.
Взрослый показывает картинку машинки и говорит, что иногда звук переезжает из одной страны в другую, но тогда он звучит иначе, например: «В Синей стране живет звук «Б». Потом он переезжает в Зеленую страну; теперь он уже не «Б», а «БЬ».
Затем взрослый говорит:
«Любит звук переезжать.
Как теперь его сказать?»
Называет разные звуки и «перевозит» их в другую страну. Дети говорят, как будут звучать эти звуки в другой стране.
4) Игра «Назови парный слог».
Проведение игры. Взрослый бросает мяч ребенку и называет слоги с твердыми звуками, ребенок ловит мяч, бросает его обратно взрослому и называет слог с парным мягким звуком. Например, ба-бя, мо-мё, ну-ню.
Слушай слог и не зевай,
Парный слог нам называй.